30-летний рэп-исполнитель Кендрик Ламар получил Пулитцеровскую премию за альбом DAMN, который, по мнению жюри, стал «виртуозной коллекцией песен», где «африканские мотивы прекрасно сочетаются с ритмическим динамизмом».
Ламару – одному из самых известных рэперов мира, удалось сломать устоявшуюся традицию премии, согласно которой ее обладателем ранее становились только исполнители джаза и классической музыки. В этом году среди номинантов были чернокожая скрипачка Регина Картер, режиссер Метрополитен-опера Пол Кремо и композитор Дэвид Лэнг.
Читайте по теме
Победитель шоу «Х-Фактор» отметит 20-летие ярким перформенсом
Ламар – обладатель семи премий «Грэмми», а в 2015-м он был номинирован сразу в 11 категориях, что позволило ему занять второе место в истории по числу номинаций за одну церемонию, уступив по этому показателю только Майклу Джексону (12 номинаций).
В 2016-му году журнал Time включил Ламара в список ста наиболее влиятельных людей года, а сам получил от мэра Комптона – городка в Калифорнии с населением около 100 000 человек – Айи Браун ключи от своего родного района. Годом ранее рэпер был удостоен почетной награды от Сената Калифорнии «Generational Icon» («Икона Поколения»).
Читайте по теме
Дизель из Green Grey: «Мы попали в плейлисты разных поколений, начиная все сначала каждые 5 лет»
Экс-президент США Барак Обама признавался, что его любимой композицией в 2015-м году был трек Кендрика «How Much A Dollar Cost?» из третьего студийного альбома To Pimp a Butterfly.
Альбом, Damn, за который рэпер и получил премию, вышел в апреле прошого года. Он дебютировал на первом месте общенационального хит-парада Billboard 200 с тиражом 603 000 альбомных эквивалентных единиц в первую неделю релиза. К концу 2017 года тираж Damn составил 910 000 копий и 2 747 000 альбомных эквивалентных единиц в США.
Впрочем, надо признать любовь и популярность за свои песни Ламар заслужил гораздо раньше. В его текстах есть все: личные и политические проблемы, ситуация с расовой дискриминацией и размышления о проблемах, возникающих под бременем коммерческого успеха.
Так, в интерлюдии с альбома “To Pimp A Butterfly” под названием «For Free» главный герой достаточно жестко осуждает систему: «I need forty acres and a mule. Not a forty ounce and a pitbull» (“Мне нужны сорок акров земли и мул, а не литр пива и питбуль”). Он сравнивает США с девушкой, от отношений с которой отказывается, пишет издание «Отвратительные мужики». В данном случае ей является Америка, предлагающая лирическому герою материальные блага. Он же решает добиться всего самостоятельно. Композиция полностью пропитана духом рабства, взять те же отсылки к хлопковым плантациям. Отсюда и большая любовь чернокожих к творчеству Ламара: они понимают его, хотят быть такими же самоуверенными и видят, как Кендрик добивается успеха.
Кендрик не ослеплен славой и видит собственные изъяны, а его песни доказывают, что никакой успех не может ослепить здравомыслящего человека: «I place blame on you still, рlace shame on you still, feel like you ain’t shit, feel like you don’t feel» (“Я по-прежнему виню тебя, по-прежнему стыжу тебя. Кажется, ни черта в тебе нет. Кажется, ты не чувствуешь”).
В треке «u» рэпер обличает личную беспомощность, называя себя плохим лидером, неуверенным в себе неудачником и признается во внутренней ненависти. Удивительная самокритика для человека, второй год ногой открывающего дверь на премию «Грэмми».
Читайте по теме
53-летняя Мишель Обама поразила фигурой в белоснежном купальнике
Но, несмотря на это, он остается жизнерадостным, не став очередным нытиком, бубнящим в микрофон о несправедливой судьбе, если бы погрузился в собственную меланхолию. Вместо этого он признается, что находится в тяжелом положении, но говорит окружающим и самому себе: все будет в порядке. «We gon’ be alright! Do you hear me, do you feel me? We gon’ be alright!» (“Мы будем в порядке! Ты меня слышишь? Ты меня понимаешь? Мы будем в порядке”).
Даже учитывая безумный успех, Ламар все еще не стал стереотипным ниггером, читающим про тачки, бабки, девушек и траву. Зато он запросто может говорить о деньгах, как о контракте с Люцифером. А также без зазрения совести называть самого себя праведником. «What’s wrong, nigga? I thought you was keeping it gangsta.I thought this what you wanted» (“Что не так, черномазый? Я думала, что ты настоящий гангстер. Думала, что ты хочешь именно этого. Как говорят, если боишься, то иди в церковь, но помни, Он тоже знает Библию”).
В еще одной интерлюдии «For Sale?» Ламар передает разговор девушки по имени Люци и героя, которого она пытается заманить выгодным контрактом, как сделала с другими «скучными рэперами». Но он верен богу и не намерен продаваться. Также и сам Кендрик: музыка и самореализация для него важнее, а деньги всегда придут к тому, у кого есть талант.
Он пишет о том, что действительно важно. В первую очередь, для него самого. В композиции «Hood Politics» Ламар уделяет много текста политике. Но и это делает по-своему: вначале упоминает недостатки родного района, насмехаясь над сверстниками, которые кичатся золотыми цепями, а потом переходит к Белому дому. «They give us guns and drugs, call us thugs, make it, they promise to fuck wit’ you, no condom, they fuck wit’ you. Obama say, «What it do?» (“Нам дают оружие и наркотики, называют нас бандитами. Добьешься успеха — они обещают кентиться с тобой. Обманут тебя, не сомневайся. Обама сказал: “Что с того?”).
Кендрик сравнивает демократов и республиканцев с двумя популярнейшими преступными бандами, столкнувшимися в борьбе за деньги и территорию. А также говорит про то, что власть сначала сама раздает оружие и наркотики, после чего начинает называть удобных ей людей бандитами.
Но главное: Ламар — чертов гений в написании витиеватых, метафоричных и красивых текстов с глубоким смыслом. Объясним на примере одного трека — «How Much a Dollar Cost» – одной из любимых песен Барака Обамы. Это история про богатого героя, который встречает бедняка на местной заправке. «Have you ever opened up Exodus 14? A humble man is all that we ever need.Tell me how much a dollar cost?» (“Ты когда-нибудь открывал Исход, главу четырнадцатую? Скромный человек — тот, кого нам всегда не хватало. Скажи, сколько стоит доллар?”).