15 апреля 2019 года мир потрясла новость о пожаре в одном из самых известных соборов – Нотр-Дам де Пари. Жители Парижа вышли к оцеплению острова Сите, на котором расположен собор, и от бессилия пели гимн, плакали и молились, пока пожарные пытались справиться с огнем. Трагедия объединила всех: глав государств, духовенство и обычных жителей. На глазах у тысяч людей горела история Франции, ее литературный герой, символ христианства, вечности и красоты. Редакция PROMAN Ukraine решила разобраться, какие тайны хранил в себе Собор Парижской богоматери, и что уже утрачено навсегда.
СТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКЛЕКТИКА
Образец готического зодчества Нотр-Дам начал строиться по по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163. Алтарь собора был закончен и освящен в 1182 году, а официальное завершение работ датируется 1345 годом. Более чем 700 лет Собор Парижской Богоматери наблюдал за коронацией монархов и их свержением, военными победами и поражениями, торжеством Французской революции и ее кровожадным итогом. Здание пережило две Мировые войны и сдалось пламени мирного Парижа.
По свидетельствам археологов, своим фундаментом собор упирается в остатки галло-римского храма Юпитера. Тогда, на месте современного Парижа находился античный город Лютеция. Около 1710 года во время раскопок археологи впервые обнаружили фрагменты скульптурного алтаря, посвященного Юпитеру и другим богам. Дополнительные части древнеримского храма были найдены в 1960-70-х годах. Многие из них хранятся в археологическом склепе, расположенном под площадью прямо перед Нотр-Дам.
Древнейшей конструкцией храма считалась крыша здания, которая почти полностью и была уничтожена пожаром. Ее каркас насчитывал около тысячи деревьев, которые были вырублены еще в 12 веке. Каждый луч в конструкции кровли был сделан из отдельного ствола. Всего для постройки каркаса понадобилось вырубить 21 гектар дубовых деревьев.
Примечательно и то, что внешний вид фасадов собора немного отличается. При ближайшем рассмотрении на западном фасаде Нотр-Дама есть три портала, каждый из которых украшен скульптурными сценами из жизни святых. Однако, у портала Святой Анны, где находится центральный вход в собор, скульптурная композиция выдержана в более раннем стиле, чем остальные сюжеты. Богородица и Младенец на барельефе выглядят статичнее и угловатее, чем остальные фигуры. Все потому, что этот свод над входом был переработан и перенесен в Нотр-Дам из предыдущей романской церкви. В 1969 году выяснилось, что изначально барельеф со скульптурной композицией не был частью собора и был приспособлен к готической структуре здания несколько позднее.
Есть отличия и в одинаковых, на первый взгляд, знаменитых башнях Нотр-Дама. Сначала кажется, что они выглядят, как близнецы, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что северная башня на самом деле немного шире южной. Все дело в том, что строились они не одновременно, разными архитекторами. И такая асимметрия говорит о том, что собор является скорее коллажем архитектурных тенденций времени, эклектичным подходам к строительству и планировке.
ШРАМИРОВАН ВРЕМЕНЕМ
Несмотря на древнюю историю, один из символов Парижа, прошел проверку временем, хоть и подвергался порой необоснованному вандализму. Так, например, во времена Французской революции, по приказу Максимилиана Робеспьера в 1793 году, толпа обнесла веревками и обезглавила статуи 28 библейских царей, которые украшали собор.
Ранее в этом же году головы лишился король Франции Людовик XVI, которого революционеры обвинили в измене. С этих пор любая иконография, связанная с монархией, подвергалась нападкам временного правительства. Изуродованные каменные головы бросили в мусорную кучу и должны были уничтожить. Но в 1977 году 21 из них нашли во время работ в подвалах Французского банка внешней торговли. Теперь они хранятся в парижском музее де Клюни.
Серьезные реставрационные работы начались в конце 19-го века под руководством архитекторов Жана-Батиста-Антуана Ласса и Эжена Виолье-ле-Дюка. Именно тогда и был возведен 95-метровый шпиль, который рухнул во время апрельского пожара.
Несмотря на историческую ценность и уникальность архитектуры, парижане по-настоящему обратили внимание на храм после публикации романа Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”. И, хоть произведение и имеет второе название “Горбун из Нотр-Дама”, центральным персонажем романа выступает именно собор. В нем он олицетворял саму Францию. Гюго писал: “Каким бы величественным и благородным он не выглядел в старости, нельзя не сожалеть, не чувствовать негодования по поводу бесчисленных унижений и увечий, причиняемых ему как действием времени, так и рукой человека. На лице этой древней королевы наших соборов, возле каждой морщины, неизменно обнаруживается шрам. «Tempus edax, homo edacior», фраза, которую я склонен трактовать как «Время слепо, а человек бессмысленен».
Долгое время здание собора действительно было отдано на откуп времени: из его колоколов отливали снаряды, а помещение использовалось как склад. Но, после того, как Наполеон Бонапарт решил провести свою коронацию как императора, Нотр-Дам получил толику известности, хоть и существенно не изменил своего состояния.
Серьезные реставрационные работы начались в конце 19-го века под руководством архитекторов Жана-Батиста-Антуана Ласса и Эжена Виолье-ле-Дюка. Именно тогда и был возведен 95-метровый шпиль, который рухнул во время апрельского пожара.
В целом стены Нотр-Дама выдержали почти без потерь бомбардировки Первой мировой войны и оккупацию Парижа войсками вермахта, когда казалось бы многие памятники европейской архитектуры были уничтожены
В целом стены Нотр-Дама выдержали почти без потерь бомбардировки Первой мировой войны и оккупацию Парижа войсками вермахта, когда казалось бы многие памятники европейской архитектуры были уничтожены. Но, если потери в военное время всегда воспринимаются как допустимые, то подобные спонтанные трагедии выбивают почву из под ног.
5 ФАКТОВ О НОТР-ДАМЕ:
1. В стенах собора,спустя 20 лет после казни, была окончательна оправдана Жанна Д`Арк. Судьи вернули доброе имя Орлеанской деве, а позднее она была канонизирована.
2. На крыше ризницы Нотр-Дама расположены пчелиные ульи, которые местные считают символом экологического благополучия Парижа.
3. В соборе нет внутренних стен. Пространство формируется за счет столбов, соединенных между собой арками. В проемах между ними встроены витражи, которые и являются единственным источником света.
4. Нотр-Дам хранит одну из главных святынь христианства — терновый венец Иисуса Христа.
5. По задумке строителей, собор должен был быть таким большим,чтобы в нем уместились все жители средневекового Парижа. В то время город населяло примерно 10 тысяч человек.
МИСТИКА И ПРОВИДЕНИЕ
Верующие люди и духовенство приняли пожар в Нотр-Даме близко к сердцу. И не удивительно, ведь католический мир во всю готовится к празднованию Пасхи. И пожар в самом начале Страстной недели многие восприняли как нехороший знак или даже урок.
Вокруг внутреннего убранства собора, его строительства ходило немало слухов и даже мистики. Так, по некоторым сохранившимся свидетельствам, средства на строительство Нотр-Дама выделяло аббатство Клерво. Это орден впоследствие был тесно связан с орденом тамплиеров, которому приписывают обладание сакральными знаниями, а соборы, которые они возводили отличались акустическим и визуальным дизайном и служили для того, чтобы передать людям мистический опыт.
Соборы, в том числе Нотр-Дам, к которым приложил руку Орден бедных рыцарей Христа, отличались потрясающими витражами. Одним из них является знаменитый витраж “Роза” на южном фасаде собора, датированный 12-13 веками.
Люди, занимающиеся медитациями и изучающие процессы климатики — видимого проявления звука и вибрации, — говорят, что во время медитации, когда удается привести мозговые волны в гармонию с окружающей средой, можно в прямом смысле увидеть узор. Буддисты описывают его как цветок лотоса, христиане – как розу. При сравнении витражей в Соборе Парижской Богоматери с узорами, созданными в воде благодаря звуковой вибрации, многие эзотерики видят в узорах стекол сакральную геометрию, которая лежит в основе всего во Вселенной.
Можно предположить, что витраж “Роза” —всего лишь визуальная иллюстрация состояния человека при достижении им различных гармонических состояний, например, нирваны
Можно предположить, что витраж “Роза” —всего лишь визуальная иллюстрация состояния человека при достижении им различных гармонических состояний, например, нирваны. При этом те же сикхи считают что несмотря на религиозные отличия, бог — явление универсальное. И сводится оно к единой “основной частоте”, которая пронизывает вселенную и, возможно, закодирована в витражах Нотр-Дама. Мистика или нет, но по сообщению французских властей знаменитый витраж “Роза” в пожаре не пострадал.
ЦИТАТЫ О НОТР-ДАМЕ
“Великие здания, как и высокие горы, — создания веков”.
Виктор Гюго, “Собор Парижской Богоматери”.
“Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, –
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам..”
Осип Мандельштамп. Notre Dame.
“Покинув Париж, приходишь в Notre-Dame,
Там шумы улицы слились в аккорд чуть слышный,
И солнце яркое в тени немеет там,
Пройдя цветных окон узор чудесно пышный.
Спокойной тишиной исполнен этот дом:
В нем явно властвует единый царь – Всевышний..”
Поль Верлен. “После вечерни”.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Парадоксально, но именно пожар пробудил во многих людях дух филантропизма. Так, еще до трагедии, по оценкам реставраторов, для восстановления исторического вида собора было необходимо около 150 миллионов евро. Нужной суммы в Парижском бюджете не оказалось, и Президент Франции Эммануэль Макрон объявил национальную кампанию по сбору средств на проведении работ. Удалось собрать 10 миллионов евро, которых, конечно же оказалось недостаточно.
Вместе с тем после того, как пламя уничтожило две трети крыши, повредило часть витражей и внутреннего убранства, некоторые состоятельные люди не смогли остаться в стороне. Так, французский миллиардер Анри Пино пообещал пожертвовать 100 миллионов евро на восстановление исторического символа Франции. Пино является председателем и генеральным директором международной группы Kering, в которую входят Gucci и Saint Laurent, а также президентом французской холдинговой компании Groupe Artémis, которой принадлежит аукционный дом изящных искусств Christie’s. Миллиардер женат на актрисе Сальме Хайек.
Еще одним филантропом выступил самый богатый человек Франции Бернар Арно. Он решил сделать вклад в 200 миллионов евро, заявив, что торговая его группа LVMH, которая занимается продажей предметов роскоши предоставляет в распоряжение Франции свои творческие, архитектурные и финансовые команды, чтобы помочь в длительной работе по реконструкции здания и по сбору дополнительных средств. Также на сайте компании говорится, что сумма пожертвования может быть увеличена вдвое.
А это значит, что есть шанс восстановить утраченное величие, убрать копоть с фасада и снова открыть двери для посещения древнейшего памятника архитектуры.
И, возможно, этот пожар действительно станет показательным для других государств, людей, народов. Ведь когда болит сердце нации – все обращаются к своим истинным ценностям, сплочаются и извлекают правильные уроки.