Рубрики
Здоровье

Репродуктолог о самых интересных случаях бесплодия: «Кто бы что ни говорил, – женщина приходит в этот мир стать мамой»

Всем ли пациенткам нужна программа экстракорпорального оплодотворения ЭКО, о важности доверия между врачом и пациентами, как психологически настроиться на успех и забеременеть, почему эндометриоз стал главной причиной бесплодия, о сложных случаях и невероятных беременностях читайте в интервью с врачом-репродуктологом МЦ “Мати та дитина” Татьяной Продан.

– Татьяна Анатольевна, вы много лет работаете врачом-репродуктологом, что изменилось в  репродуктивной медицине Украины за последние годы?

– Занимаюсь репродуктивной медициной с 2004 года, тогда наши пациенты были совсем другими. Многие не представляли, куда пришли, нужно было почти каждому объяснять на пальцах, что и почему мы будем делать. Большинство были счастливы, узнавая о возможностях репродуктивных технологий, но встречались и курьезы. Помню случай, когда причиной бесплодия был тяжелый мужской фактор. Понадобилось долго разъяснять, что есть возможность при помощи ЭКО завести генетически своих детей, пациент всё это внимательно выслушал и сделал неожиданный вывод: «Мені роботів у хаті не треба» и отказался от лечения. Раньше встречалось достаточно много пациентов, относящихся к ЭКО с предубеждением, сейчас таких людей очень мало.

Сегодня пациенты хорошо информированы о проблемах бесплодия. С одной стороны, это здорово, люди понимают куда идут и что их ждет, а с другой пациенты знают много, но часто поверхностно. Когда они пропускают через себя новую информацию, особенно после общения на форумах, люди приходят к врачу в тревожном состоянии. Приходится подробно всё раскладывать по полочкам и объяснять, то, что они прочитали, к их случаям не имеет отношения. Для эффективной работы обязательно нужно доверие между врачом и пациентом, и важно не примерять на себя истории, размещенные в Интернете, ведь каждый пациент и каждый случай уникальны.

 – Если основная проблема бездетной пары в мужском факторе, то пациентки тоже должны проходить программу ЭКО?

– Далеко не всем пациенткам нужна эта программа. Например, при легком мужском факторе достаточно провести процедуру внутриматочной инсеминации, чтобы забеременеть. Мы специальным образом подготавливаем сперму, и ее искусственно вводят в организм женщины. То, что репродуктологи всем подряд делают ЭКО, – это стереотип, некоторым пациенткам необходимо медикаментозное или хирургическое лечение для наступления беременности.

 – А с какими еще стереотипами вы встречаетесь в своей работе?

– Ранее ЭКО и кесарево сечение всегда шли рука об руку, многие пациенты ассоциируют программу ЭКО и кесарево сечение. Однако сегодня подобный подход пересматривается.

Случается, что пациенты после ЭКО боятся естественных родов и сами просят провести кесарево сечение, даже если нет показаний. Заметим, если у женщины доминирует установка на кесарево сечение, то с большой вероятностью полноценная родовая деятельность так и не начнется. Часто врачи и роженицы перестраховываются, опасаясь, вдруг что-то пойдет не так. При этом в Германии нашей пациентке в возрасте 47 лет местные врачи предложили рожать естественным путем, не найдя показаний для кесарева сечения. Несмотря на возраст роженицы, и то, что это был ее первый ребенок, роды прошли успешно.

Врачам и пациентам нужно понимать, что при ЭКО абсолютно необязательно прибегать к кесареву сечению, женщина, особенно если она молода и здорова, может рожать естественным путем.

Еще один важный момент, на котором следует остановиться. Некоторые женщины думают, что если у них идут менструации, значит всё хорошо, и они должны беременеть. Обращаясь к врачу в возрасте 45-46 лет, ссылаясь на наличие месячных, считают, что могут забеременеть с помощью своих яйцеклеток. Приходится долго объяснять, что в таком возрасте яйцеклетки, к сожалению, нездоровы, и если женщине за 40 лет и она самостоятельно забеременела, это большая редкость.

– Получается, что настрой пациентки влияет даже на родовую деятельность, а какую роль играют психологические факторы в работе репродуктолога?

– Приведу один удивительный пример, чтобы читатели поняли, насколько важен правильный психологический настрой. Был случай, к нам обратилась молодая и здоровая пациентка, безуспешно прошедшая пять программ в других клиниках. Ей поставили диагноз идиопатическое бесплодие (иногда встречается такой тип бесплодия, когда врачи не могут понять его причины).

Читайте по теме 
Репродуктолог Виктория Кавернина: «Возможность преодолеть бесплодие – реальна. Миллионы детей в мире родились благодаря ЭКО»

В итоге мы предложили пациентке суррогатное материнство. Суррогатная мать – подготовленная, молодая женщина сразу забеременела двойней. Мы поздравили пациентку, она была очень рада, а через два месяца позвонила и сообщила, что она забеременела естественным путем! После многолетних безуспешных попыток эта девушка смогла забеременеть, потому что избавилась от сильнейшего стресса. Она жила идеей беременности,  ставшей доминантной в ее жизни, многочисленные неудачи лишь усложняли ее психологическое состояние. А после успеха с суррогатной матерью она по-настоящему расслабилась и забеременела самостоятельно. Теперь у этой пары трое детей: две девочки и мальчик.

Кто бы что ни говорил, – женщина приходит в этот мир стать мамой, дать новую жизнь. Если по каким-то причинам у женщины много лет не получается забеременеть, то это сильнейший удар по психике. Ей годами приходится выслушивать от знакомых и родственников вопросы и пожелания, постоянно мониторить тесты на беременность, нервничать и переживать. Тогда врачу приходится находить индивидуальный подход, чтобы перенастроить состояние пациентки: кого-то нужно обогреть, кого-то встряхнуть, с другими необходимо быть строгим, а кому-то нужно всё подробно объяснить и рассказать.

ЭКО всего лишь стандартная процедура, чтобы она прошла успешно пациентов нужно готовить. Каждый пациент приходит со своей историей, у каждого свои причины и течение заболевания, чтобы забеременеть с первого раза, необходимо отдать много энергии на подготовку.  К сожалению, статистика и наша, и мировая, говорит, что часть пациентов, если не вышло с первого раза, разочаровывается в программе. Поэтому очень важно так настроить пациента, чтобы достичь позитивного результата с первого раза.

Читайте по теме 
Врач-репродуктолог: ЭКО-дети добиваются в жизни больших успехов, чем их обычные сверстники

– А если с первой попытки забеременеть не удалось, что тогда делать врачу и пациенту?

– Если так случается, мы обязательно еще раз, основываясь на данных карточки пациента, тщательно проводим анализ ситуации. Приглашаю пациента на «разбор полетов» и в компании с другими специалистами выясняем, почему не получилось оплодотворение, что необходимо подкорректировать или провести дополнительные обследования.

Есть перечень анализов, которые нужно обязательно проходить согласно протоколу, но если результат негативный, мы ищем причину, осуществляя диагностику антифосфолипидного синдрома (АФС), изучая функционирование системы гемостаза и др. Они не входят в основной пул анализов, но позволяют более глубоко понять причины ненаступления беременности.

Типичная ситуация пациентка отказалась от гистероскопии, не захотела обследовать матку, а причина, оказывается, именно в состоянии эндометрия. Эндометриоз – это гормонозависимое заболевания, у таких пациенток могут быть идеально проходимые трубы, а эндометриоз может быть единственной причиной не наступления беременности.

Иногда пациентки приходят с тяжелыми формами эндометриоза после нескольких операций по удалению эндометриоидных кист яичников. У них почти не остается резерва яйцеклеток, очень низкий антимюллеров гормон (АМГ) и, если  таким пациенткам даешь генетическую беременность, то ставишь себе жирный плюс и гордишься этим. Самый низкий АМГ у одной из моих пациенток был равен 0,06, хотя даже с 0,1 и 0,2 не все соглашаются работать. Конечно, у таких пациенток – непростой путь, необходимо терпение, бывает нужно пройти несколько программ ЭКО,  много время тратится на подготовку, но результат того стоит!

Сейчас до 50 – 60 % случаев бесплодия связаны с эндометриозом – это мировая статистика. Раньше наши бабушки рожали рано и много, а организм женщины в период беременности не позволяет разрастаться его очагам. Кормление грудью и высокий уровень пролактина тоже подавляют выработку эстрогенов, и всё это приводило к тому, что эндометриоз просто не успевал развиваться, даже если он был.

Сейчас женщины часто вступают в брак далеко за 30 лет, и если эндометриоз генетически обусловлен (чаще всего – генетически), то он успевает развиться к моменту брака и беременности. Достаточно назначить гормональную терапию и у женщин прекращаются боли, многие говорят, что чувствуют себя здоровыми людьми. После гормональной терапии иногда женщины беременеют естественным путем, но при тяжелой форме эндометриоза без искусственного оплодотворения не обойтись.

– У вас в кабинете много фотографий детей, и много – непонятных.  Это фото УЗИ?

Это фотографии беременностей разных пациенток с аппарата УЗИ. Как видите, у нас много двоен. Есть и тройни, мы их не планировали, иногда они возникают произвольно. Был случай, когда я перенесла всего одну бластоцисту пациентке, а в матке она разделилась, и получилось три эмбриона. Сейчас это прекрасные, здоровые дети, и мы поддерживаем связь с этой семьей.

Читайте по теме 
Репродуктолог Владимир Котлик: «В современном мире мужчины быстро теряют способность к деторождению»

– Вы вначале работали в Черновцах, почему переехали в Киев?

– Я закончила Черновицкий мединститут и работала в роддоме акушером-гинекологом, потом меня пригласили работать в Буковинскую клинику репродуктивной медицины. Сначала я совмещала две работы, но со временем поняла, насколько репродуктология – интересная и важная сфера медицины.  Когда ты видишь счастливые глаза женщины, показывая на УЗИ сердце ее ребенка, то потом сложно расстаться с такой замечательной профессией.

Работа в Черновицкой клинике была для меня огромным опытом, это единственная клиника в небольшом городе, но на достаточно высоком уровне по составу и квалификации специалистов, современно оборудована. Но когда в 2013 году мне пришло предложение от центра «Мать и дитя», который делает программ ЭКО больше всех в Украине, я, конечно, согласилась.  Это – перспективы и рост для меня как врача-репродуктолога.  И мне нравится Киев, я прекрасно чувствую себя в большом городе и легко привыкла к жизни в столице.

Безусловно, в Киеве пациенты более требовательны, большой выбор разных клиник,  поэтому врачу необходимо включать весь свой интеллект, знания, обаяние, доступным языком объяснять, что мы здесь делаем. Но всем понравиться невозможно, я считаю, чтобы прийти к успешным результатам, между врачом и пациентом должны сложиться доверительные отношения, возникнуть особая биохимия. Как только я начинаю работать с пациентом, он становится «моим», я не могу абстрагироваться, поэтому принимаю его боли и проблемы, тогда могу отдать энергию и помочь.

Но успех зависит не только от врача-репродуктолога. У нас трудится целая команда:  эмбриологи, работающие непосредственно с клетками, хирурги, урологи, генетики, анастезиологи, лаборанты и медсестры – это все части одного большого механизма. А репродуктолог, он, как дирижер, направляет слаженную работу всего оркестра и когда звучит музыка, тогда мы получаем результат. Мы все работает для того, чтобы пациент из нашего центра ушел счастливым.

Total
66
Shares
Поделиться 66
Tweet 0
Pin it 0