Образование – это лицо разума. Данная мудрость персидского писателя Кей-Кавуса актуальна, пожалуй, по все времена и эпохи. Об украинском образовании, в частности – о реформаторской инициативе, известной населению как «новая украинская школа», написано немало. Все чаще и чаще звучит мысль, что вместо пустого заучивания правил, школа должна развивать в детях полезные для жизни навыки. Глава общественной организации «Освитория», основательница Новопечерской школы Зоя Литвин знает о педагогическом мастерстве не понаслышке.
В закулисье Ukrainian-Israel Innovation summit 2019, о котором Proman Ukraine писал ранее, нам удалось пообщаться с Зоей о престиже профессии педагога, гаджет-зависимости современных детей и философии поколения Z. Предприниматель уверена: точка роста государства – в сфере образования, а будущий мировой успех – за детьми, в активе которых аналитические навыки, умение стратегически мыслить и выстраивать эффективные коммуникации. Впрочем, читайте сами.
– Зоя, какие изменения в системе образования, по вашему мнению, необходимы стране уже сегодня, чтобы все больше и больше украинских детей имели возможность менять мир к лучшему, трансформировать его?
– Считаю, что все необходимое уже происходит. Как минимум, мы уже с двинулись с «мёртвой точки». Масштабная реформа образования, которая известна многим как «новая украинская школа», действительно полезна. У нее правильная цель – переход от школы, основанной на знаниях, к школе, основанной на ценностях и компетенциях. Нужно понимать: для того, чтобы наши дети могли применить себя, создавать стартапы и быть успешными завтра, сегодня им уже не может помочь советская система образования. В этой системе был один безусловный плюс – она давала много знаний. Но в современных реалиях выигрывает не тот, кто владеет множеством знаний и получает хорошие оценки, а тот, кто является эффективным коммуникатором, стратегом и аналитиком. Всему этому должна учить школа.
Кроме того, очень важен вопрос престижа профессии педагога в обществе. За годы работы в сфере образования, я не единожды наблюдала, как родители позволяли себе некорректно говорить об учителе при ребенке. С одной стороны, такой вектор поведения понятен: масштабные изменения всегда сопряжены с определенным недоверием и сомнениями. С другой – оценка значимости работы педагогов должна быть высокой, а если есть какие либо спорные вопросы, то они должны обсуждаться в корректной форме. Ведь ребёнок берет пример с поведения родителей.
Читайте по теме
Советы и бизнескейсы от Василия Хмельницкого: «Нам надо научиться плавать в холодной воде при сильном ветре и большой волне»
– Информационные технологии и гаджеты стали неотьемлимой частью жизни современных детей. Родители это понимают, но очень часто не принимают: пытаются бороться с гаджет – зависимостью, ограничивать время провождение ребенка со смартфоном или вовсе запрещать такой досуг. Как выиграть «войну» с гаджетами и стоит ли вообще это делать?
– Лично я противник такой борьбы. Считаю, что как учителя должны организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы детям было интересно, но и сами родители должны выстраивать с детьми партнерские отношения. Частью таких отношений является уважительное отношение к тому, что нравится нашим детям. Почему бы родителям не поиграть вместе с ребенком, не разобраться с той или иной игрой и не понять, как она работает и благодаря чему так затягивает? И после этого уже давать оценку. Быть может, игра – действительно классная, быть может, она развивает у ребенка стратегическое мышление.
– Вы, как мама, устанавливаете для сына лимит пользователя гаджетами, контролируете этот вопрос?
– Да, определенный лимит существует. Кстати, некоторые друзья меня за это стыдят. Да и сам Иван тоже (сын Зои Литвин и украинского бизнесмена Василия Хмельницкого, – Ред.). Недавно мы с Иваном были в Кремниевой долине и посетили компанию Илона Маска SpaceX. Мы имели возможность познакомиться с украинским инженером, выходцем со Львова, который отвечает за разработку пассажирского модуля Dragon в компании. Этот парень, к слову, еще даже не окончил «Львовскую политехнику». Так вот, он рассказал мне, что на игры в графике его дня установлен лимит – не более трех часов. Когда об этом узнал Иван (а его лимит меньше), то начал меня стыдить. В то же время, нужно сказать, что у нас с сыном есть договоренность: если Иван ответственно выполняет определенные задания и обязательства, запланированные на день, то оставшимся отрезком времени может распоряжаться на свое усмотрение. В том числе – посвящать его гаджетам. Другими словами, сначала – обязательства и ответственность, а потом уже – гаджеты и интерактив.
Кстати, это очень хорошо мотивирует ребенка. Сын знает, что у него есть свобода времяпровождения, но ей предшествует выполнение различных дел. Я же стараюсь быть рядом и наблюдать, каким контентом интересуется сын. Мы частенько обсуждаем этот контент, анализируем его. Такой подход помогает держать связь с ребенком. К примеру, я рада, что знаю, кто такая Билли Айлиш (американская певица и автор песен, – Ред.). И когда говорю об этом с друзьями Ивана, они восторгаются: «Вау, у тебя такая крутая мама – ей интересно то, что интересно тебе!».
– Зоя, чем Кремниевая долина впечатлила вас больше всего? Быть может, после визитов в сердце технологической индустрии мира вас посещали какие-то инсайты?
– Пожалуй, больше всего удивляет толерантность предпринимателей Кремниевой долины к ошибкам, которые допускают новички. А еще – открытость. Например, если вам интересна история успеха какого-то человека, вы можете организовать с ним встречу, используя пару – тройку контактов. Кем бы этот человек ни был. Даже если вы видитесь с ним в первый и последний раз в жизни, он все равно выразит интерес встретиться и пообщаться. Он откровенно расскажет, что привело его к успеху и точно так же – откровенно – озвучит ошибки, которые допускал. Меня приятно поражает, насколько открыто предприниматели рассказывают, какие неграмотные шаги делали, как не умели вовремя выйти из бизнеса или выстраивать отношения с партнерами. Такая искренность очень подкупает, она очень ценна.
Читайте по теме
Василий Хмельницкий: «Если хотите открыть строительную компанию, начинайте с позиции газосварщика»
– Отдельная панель сегодняшнего саммита была посвящена generation Z – поколению, которое мыслит креативными категориями, стремится к быстрым результатам и нестандартно смотрит на рынок труда. Какой поведенческой стратегии, на ваш взгляд, необходимо придерживаться украинским работодателям, если они хотят сотрудничать с поколением Z и извлекать из этого сотрудничества максимальную выгоду?
– Большой ошибкой Украины, как и всех постсоветских стран, является страх совершения ошибок. В то же время, допускать ошибки – это нормально. Если мы говорим о поколении Z, то этим людям важно давать возможность ошибаться. И «обеспечить» такую возможность – задача работодателя. У сотрудника не должно формироваться восприятие, что если он ошибся, значит, он – лузер. Наоборот: если человек ошибается, это говорит о том, что он – в движении, что он старается и идет вперед. А приобретенный опыт послужит уроком, как делать не стоит.
Возьмем для примера Израиль: молодые стартаперы ежегодно получают финансовую поддержку от государства в размере $600 млн. Правительство страны понимает, что большая часть выделенных средств «вылетит в трубу», но финансирование все равно оказывается. Таким образом предприниматели учатся: да, их стартапы проваливаются, но они приобретают опыт. Соответственно, в следующий раз, когда они получат деньги, то конвертируют свои ошибки в будущий успех.
Также я бы рекомендовала работодателям не формировать сверх ожиданий от сотрудников поколения Z. Что это значит? Не думать, что такие сотрудники – идеально подготовленные специалисты, которые услышат вас с первого раза. Как для миллениалов, так и для поколения Z, очень важно наставничество. Поэтому работодателям следует быть готовыми уделять больше времени таким работникам, передавать им свою модель поведения и быть для них ментором.
– Зоя, сможет ли Украина, по вашему мнению, грамотно перенять опыт Израиля, в контексте перехода государства от стартап – нации к инновационной нации? Есть ли у нас потенциал в этом плане?
– Если говорить о быстрых шагах и краткосрочной перспективе, то нужно быть реалистами и понимать, что пирамиду потребностей по Маслоу никто не отменял. Исходные условия ведения бизнеса в Украине существенно отличаются от израильских. Давайте взглянем на кредитные ставки для израильских предпринимателей и сравним их с украинскими. При всем этом у нас идет война, и если бизнесмен хочет получить более доступный кредит из-за рубежа, то его воспринимают, как рискового кандидата для кредитования.
Поэтому прежде чем говорить об амбициях – о переходе от стартап – нации к инновационной нации, – необходимо обеспечить идейным предпринимателям благоприятные условия. А это, как минимум, – доступные ставки кредитования. Иначе ситуация, при которой украинские стартапы не могут «прорезаться» даже с классными идеями и мигрируют за рубеж, будет продолжаться.
Государство должно осознать две точки своего роста. Во-первых, необходимость оперативно создавать условия поддержки предпринимательства и переориентации украинских бизнесов из сырьевых на высоко маржинальные.
Во-вторых, понять, что наряду с экономикой, приоритетом государственной политики должен быть вопрос образования. Если такие приоритеты будут расставлены, тогда наши школы смогут выпускать не просто умных людей, которые работают на аутсорсе и пишут программный код для иностранных компаний; а людей с предпринимательским мышлением, классных стратегов и аналитиков.