В мировой прокат вышла картина «Аутсайдеры» с Мэттой Дэймоном и Кристианом Бэйлом, рассказывающая об одном из самых громких противостояний в спорте и бизнесе. Однако, как это часто бывает, погнавшись за красотой, создатели фильма забыли о достоверности. Мы попытались разобраться, сколько правды в нашумевшей картине.
В истории хватает примеров большого соперничества. Один из них – попытки Генри Форда-младшего и Хэнка Дьюса приобрести Ferrari в 1963 году. Попытки, которые вызвали невероятную вражду между ними и Энцо Феррари, который владел итальянской автомобилестроительной компанией. Правда, если обо всех этих перипетиях раньше знали единицы, то после выхода картины в прокат, конфликт стал достоянием общественности. И все лишь из-за желания собственников американского автогиганта удовлетворить свою гордыню, отомстив за несостоявшуюся сделку. Пусть на это и надо было потратить 25 миллионов долларов и тысячи человеко-часов, дабы выиграть самую престижную гонку в мире – 24 часа Ле-Мана, в которой исторически доминировала Ferrari.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
История закрутилась в начале 1960-х годов. Покупательские привычки в США изменились по мере взросления поколения бэби-бумеров, пишет Forbes. Впервые в истории молодежь стала для американского бизнеса более важной, чем их родители.
«Бумеры» получали больший доход, который можно было без оглядки тратить на разные дорогие вещи. К примеру, на автомобили. В отличие от своих родителей, которые с большим трудом зарабатывали каждый доллар, пережили Великую депрессию и Вторую мировую войну, новое поколение хотело комфорта и веселья. «Бумеры» искали автомобили, которые были бы быстрыми и сексуальными, отодвинув на второй план комфорт и надежность. Им нужны были спортивные машины, и крупнейший автомобилестроитель в США просто не мог проигнорировать данный факт.
Читайте по теме
«Однажды в Голливуде»: что надо знать о новом фильме Квентина Тарантино
В 1962 году Ford попал в серьезный кризис, вызванный неудачными продуктами, таким как Edsel, и растущей популярности конкурирентов – GM и Chrysler. Генеральный директор корпорации Генри Форд-младший – старший сын Эдселя Форда и старший внук Генри Форда – отчаянно искал способ переломить ситуацию. Высшее руководство компании, в том числе генеральный директор Ford Division Ли Якокка, убедили его, что ответом должна стать спортивная машина.
Была только одна проблема: в портфеле у Ford не было спортивного автомобиля. Не было и планов по его созданию (легендарный Мустанг Якокки еще не родился в голове у директора). Решение приняло быстро: наиболее целесообразный способ вывода автомобиль на рынок – его покупка. Именно тогда возникла идея приобрести Ferrari, которая в те годы была, прежде всего, гоночной автомобильной компанией, продавашей автомобили для широких масс лишь для того, чтобы было финансирование трековых разработок.
Читайте по теме
Must see: 7 самых ожидаемых автомобилей Франкфуртского автосалона 2019
Весной 1963 года, после месяцев переговоров, казалось, что соглашение уже близко. Форд заплатил бы Энцо Феррари 10 миллионов долларов за компанию и все ее активы. Бывший гонщик Энцо, предположительно, стремился заключить сделку с Фордом, что избавило бы его от бремени ежедневного управления компанией.
Но все пошло прахом. В последний момент Феррари отказался от пункта в контракте, согласно которому Ford получал контроль над бюджетом, а вместе с ним – решающий голос в принятии решений относительно гоночной команды компании.
Энцо не хотел отказываться от своего главного детища, попутно заявив Ford, что не будет продавать компанию уродливой корпорации, которая производит уродливые машины на уродливом заводе. Ходят слухи, что он также лично оскорбил Генри-младшего, намекнув, что тот даже в подметки не годится своему деду.
Ну а чтобы насолить еще больше, Энцо продал контрольный пакет акций Ferrari итальянскому автопроизводителю Fiat. Некоторые руководители Ford предположили, что Ферарри вообще никогда не хотел продавать свою компанию американцам, а переговоры вел для того, чтобы выторговать лучшие условия у Fiat подорожать. Хитрость сработала.
НАХОДКА ШЕЛБИ
Но Форд не был бы Фордом, если бы спустил дело на тормозах. Дабы отомстить, американская корпорация приняла решения построить спортивную машину, которая смогла бы унизить Ferrari в ее вотчине – гонке 24 часа Ле-Манна. Так был сделан первый шаг для создания легендарного GT40.
Первоначально задача создания так называемого Ferrari Killer была возложена на подразделение Ford в Великобритании. Двигатель же разрабатывало бюро компании в Мичигане. Первая партия GT40 была очень быстрой, но такой же очень нестабильной и ненадежной. А тормоза, которые получил автомобиль, и вовсе – опасными.
Как пишет Popular Mechanics, инженеры Ford подсчитали, что, когда водитель нажимает на педаль тормоза в конце Mulsanne Straight в Ле-Мане, роторы передних колодок нагреваются до 1 500 градусов по Фаренгейту в течение нескольких секунд, что приводит к их выходу из строя. Это может обернуться катастрофой для любого гонщика. Даже лучшего в мире.
Читайте по теме
ТОП-10 новых автомобилей, которые можно перепродать через 5 лет с наименьшими потерями
В конечном счете, команда Ford не смогла понять, как заставить машины твердо стоять на асфальте, не говоря уже о непрерывной работе в течение 24 часов – два важнейших шага для победы в Ле-Мане. Как итог – поражения от от Ferrari в гонках 1964 и 1965 годов.
Но Форд не сдавался. Он обратился к легендарному автомобилестроителю из Лос-Анджелеса Кэрроллу Шелби – одному из немногих американских гонщиков, когда-либо побеждавших в Ле-Мане. Шелби (в фильме Мэтта Дэймона) уже был консультантом проекта, но теперь он отвечал за его успех или провал.
Намучившись с переделками уже существующей модели Шелби и его друг – опытный водитель и инженер-специалист Кен Майлз (его играет Кристиан Бэйл) заново изобрели GT40. Но сделали они это, сотрудничая с Advanced Vehicle Group и экспериментальным бюро Ford, а не с нуля.
Сначала Шелби и Майлз улучшили управляемость и устойчивость автомобиля, изменив его аэродинамику. Они приклеили ленты или пучки шерсти к внешней части автомобиля, чтобы увидеть, как воздух перемещается вокруг машины – чем лучше автомобиль прорезает воздух, тем меньше энергии требуется для движения авто и, как следствие, меньший расход топлива.
Если пряжа лежала ровно, все было хорошо. Если нет – становились видны недостатки конструкции автомобиля, отрицательно влиявшие на прижимную силу и устойчивость. Собранные данные позволили Майлзу и Шелби сделать такие модификации кузова и подвески, которые помогли GT40 быть более устойчивым и маневренным на трассе.
Проблема с тормозами была решена Филом Ремингтоном, инженером команды Ford. Он разработал быстросменную тормозную систему, которая позволяла механикам менять новые колодки и роторы во время замены водителя, избавив команду от необходимости переживать за работоспособность торомзов в течение всей гонки.
Для решения вопросов надежности команда использовала динамометр. Сегодня общепринятая практика установки двигателя на динамометрическом стенде была революционной в середине шестидесятых. Динамометр – это устройство, которое может измерять силу, мощность и скорость, чтобы вы могли выяснить, сколько энергии вам нужно или сколько ее у вас под рукой. Экспериментальная команда записывала на видео тренировочные занятия перед Ле-Маном и программировала динамометр для воссоздания различных точек стресса на трассе.
Затем двигатель «обкатывался» в течение 24-48 часов на динамометрическом стенде, где фактически воссоздавались условия, с которыми пилот и машина столкнутся во время гонки.
РОЖДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
Вся тяжелая работа окупилась. Мир увидел GT40 Mk. Ford не просто победил Ferrari в Ле-Мане в 1966 году, он унижал итальянских жеребцов. В то время как у Ferrari даже не было машины, которая завершила гонку, автомобили GT40 Mk II заняли первое, второе и третье места.
Но и это еще не все. Майлз не просто унизил Ferrari, но и стал единственным гонщиком, который за один год выиграл три крупнейших гонки в мире на выносливость – 24 часа Дейтоны, 12 часов Себринга и 24 часа Ле-Мана.
Правда, не обошлось и без проколов. PR-гуру Ford – Лео Биби – хотел отпраздновать триумф тремя машинами, пересекающееми финишную черту вместе. Он приказал Шелби замедлить Майлза и позволить другим командам GT40 наверстать упущенное. Но после пересечения финиша Майлзу сообщили, что он не выиграл гонку, а победителем стал его партнер по команде Брюс Макларен. Все из-за того, что Майлз замедлил темп, выполняя указания руководства.
К сожалению, 1966-й стал последним годом для Майлза – в конце года он тестировал другой гоночный автомобиль Ford на Riverside International Raceway в Калифорнии, потерял контроль над машиной, угодил в аварию, после которой умер.
Между тем, в следующем году Ford снова почувствовал сладкий вкус мести. GT40 Mk. IV, построенный Шелби (который умер в 2012 году в 89-елтнем возрасте) снова выиграл гонку. Ferrari финишировала второй.
БОЛЬШАЯ ПОБЕДА
Ну и это не главное. Ford GT40 – легендарный американский суперкар – по-прежнему остается одним из самых желанных автомобилей для коллекционеров, с ценой, которая заставляет нервничать любого. Так, цена на на Ford GT 2020 года стартует с 500 000 долларов, а Ford GT Mk – машина лишь для гоночных треков – продается за 1,2 миллиона долларов. Месте, похоже, все же окупается.
Ford против Ferrari: факты против вымысла – пять сценарных линий, которые не соответствуют действительности
Первая: Генри Форд-младший обратился к сотрудникам завода в штате Мичиган
У Форда было миниум 20 непосредственных помощников, любой из которых произнес бы эту речь, не «заставляя» говорить генерального директора.
Вторая: Генри Форд-младший отправился совершать праздничный круг на GT40 MKII вместе Кэрроллом Шелби.
Ни один человек, будь ты даже собственником или генеральным директором, не сможет запрыгнуть в гоночный автомобиль без надлежащей защиты.
Третья: Ли Яккока был тесно вовлечен в переговоры с Энцо Феррари
Команда Ford действительно отправлялась в Маранелло (Италия) с целью приобрести Ferrari, но Якокка в нее не входил
Четвертая: Кен Майлз и Кэрролл Шелби устроили драку, готовясь к Ле-Ману
Шелби и Майлз были взрывными, упрямыми и характерными специалистами. Нет никаких сомнений в том, что они регулярно ругались и, собственно, фильм намекает на это. Но также нет никаких доказательств, что они когда-либо дрались между собой.
Пятая: Боссы Ford пили в Pit Row после победы в Ле-Мане в 1966 году
Если бы устроители гонок наблюдали такое поведение на трассе, автомобиль и команда были бы дисквалифицированы.