Чем дольше вы находитесь за рулем вашего автомобиля, тем больше подвергаетесь воздействию канцерогена под названием «хлорированный трис», он же TDCIPP (химическое вещество, используемое в качестве огнезащитного средства при производстве пенополиуретанов). К такому выводу пришли ученые в результате нового исследования UC Riverside, опубликованного в этом месяце в журнале Environment International.
В то время как многие исследования в области автомобильного загрязнения сосредоточены на влиянии транспорта на окружающую среду, это исследование показывает, что химические вещества, выделяющиеся внутри вашего автомобиля, также могут вызывать беспокойство.
«Хлорированный трис» пришел не смену такому классу огнезащитных химикатов как ПБДЭ, которые вывели из обращения ввиду их токсичности. Он использовался в мебельном производстве пока к его безопасности также не стали возникать вопросы.
Например, этот химикат был запрещен согласно «Закону о безопасности питьевой воды и регулировании использования токсинов», больше известному как закон 65 штата Калифорния.
А ученые из Экологической рабочей группы и Университета Дьюка недавно опубликовали анализ, согласно которому, они обнаружили биомаркер TDCIPP, уже признанного канцерогена, в телах каждой проверенной матери и ребенка. Еще более тревожным было обнаружение того, что в среднем уровни у детей были почти в пять раз выше, чем у их матерей. Другие исследования показали сильную связь между TDCIPP и бесплодием среди женщин.
Тем не менее, «хлорированный трис» все еще широко используется в пене для автомобильных сидений и исследователи UC Riverside во главе с профессором экологической токсикологии Дэвидом Вальцом решили выяснить, как сильно он воздействует на человека.
В эксперименте приняли участие 90 студентов, каждый их которых проводил за рулем автомобиля ежедневно от 15 минут до 2 часов. Всем им выдали силиконовые браслеты, которые нужно было носить в течение пяти дней. Молекулярная структура силикона делает его идеальным для сбора загрязняющих веществ в воздухе. TDCIPP, в свою очередь, химически не связан с пеной в сиденьях, поэтому, со временем, вытесняется и оказывается в пыли, которая вдыхается.
Были протестированы многие органофосфаты, но «хлорированный трис» стал единственным, который показал сильную связь со временем в пути.
«Воздействие TDCIPP тем больше, чем дольше вы находитесь в своем автомобиле», – сказал Аалекья Реддам, аспирант в лаборатории профессора Вольца.
В дальнейшем исследователи хотели бы повторить эксперимент с большей группой людей, чей возраст более разнообразен. Они также хотели бы изучить способы защиты пассажиров от этого и других токсичных соединений.
Пока не определены более безопасные альтернативы, необходимы дополнительные исследования, чтобы полностью понять влияние TDCIPP на пассажиров. «Если мы нашли эту взаимосвязь за пять дней, то, что это может значить для людей, которые ездят на работу год за годом?», – задается вопросом профессор Вольц.