Карьера, деньги, сексуальные победы, спорт и хорошая физическая форма для многих мужчин намного важней, чем вопросы о продолжении рода. Эта территория негласно закреплена за женщинами. Тем временем, в последние 20 лет, в мире стремительно увеличивается количество мужчин, которые на фоне внешнего здоровья, успеха и благополучия не способны зачать детей.
О том, что нужно знать о спермограмме, женской и мужской физиологии, а также о возможностях современной репродуктологии, мы говорили с главным врачом клиники «Мать и Дитя», репродуктологом с 20-летним стажем Владимиром Котликом.
В кабинете главврача клиники «Мать и Дитя» нет дорогих аксессуаров и предметов современного искусства. Здесь царит спокойная рабочая обстановка, располагающая к доверительной беседе пациента с доктором. А вместо картин на стенах множество фотографий счастливых родителей с маленькими детьми. Все герои фотографий – это пациенты и «дети» Владимира Котлика
Владимир Владимирович, в последние годы растет количество бесплодных пар, с чем это связано, правда ли, что во многом эти проблемы связаны с мужским фактором?
В современном мире мужчины, к сожалению, быстро теряют фертильность. Замечу, мы говорим не о потенции, фертильность — способность к деторождению. Данные исследований свидетельствуют, что способность мужчин к зачатию детей стремительно уменьшается. Двадцать лет назад, когда я начинал работать в сфере репродуктологии, мужской фактор встречался в 10-15 % случаев. Сегодня же — 50 на 50, т.е. половина случаев бесплодия в парах возникают из-за мужских проблем. Это не совсем корректные цифры, ведь раньше не было точной диагностики и даже теоретических шансов «вылечить» бесплодие, поэтому часть пар не всегда учитывалась в «проблемной» статистике.
Тем не менее, есть неутешительные статистические данные, накопленные в процессе исследований, которые мы ежедневно проводим в клинике. Например, спермограмма. Это количественные и качественные показатели сперматозоидов, показывающее их оплодотворяющие способности. Сегодня нормальная спермограмма — большая редкость. Еще 15 лет назад наиболее оптимальная норма концентрации была 120 млн. сперматозоидов в 1 мл эякулята, но за последние 15 лет нормы трижды пересматривались в сторону уменьшения.
В то же время, для зачатия методом ЭКО* достаточно всего нескольких сперматозоидов. При этом, я настойчиво подчеркиваю, что неспособность к зачатию и эректильные дисфункции – это абсолютно разные несвязанные между собой явления, которые практически не пересекаются.
Вы можете назвать причины, по которым происходит снижение репродуктивных способностей у мужчин?
Явных, выявленных причин массового снижения мужской фертильности нет. Есть теории. К примеру, теория о том, что на сперматогенез негативно влияет углеродная пыль, всевозможные искусственные материалы, мобильные телефоны, да и в целом то, что наша цивилизация все больше зависит от техники и «гаджетов». Есть мнение, заставляющее феминисток довольно потирать руки, что Y-хромосома, которая определяет мужской пол, постепенно деградирует, это и влияет на качество спермы у мужчин. Теорий много. Но единственно верного ответа на ваш вопрос пока нет. Нам остается только лечить.
Однако есть то, что мы знаем наверняка. Например, активное занятие культуризмом с применением анаболических средств — мощнейший удар по сперматогенезу. Парадокс. Мужчины стремятся выглядеть как можно мужественнее. Во всех культурах и животных сообществах самцы так поступают для привлечения самок. Цель подобных изменений, по сути, — оставить после себя как можно больше потомства. Но в результате такие «супермужчины» с горой мышц имеют проблемы с гормональной активностью, а их способность оплодотворить «самку» стремится к нулю. Вот именно такие случаи – пример того, что инстинкты побеждают здравый смысл.
Из традиционных доказанных факторов, влияющих на мужскую фертильность — осложненный вирусный паротит (свинка) и некоторые другие инфекции. Беспорядочная половая жизнь может в будущем откликнуться бесплодием. Впрочем, это касается не только мужчин, но и женщин. У женщин частая причина снижения фертильности — осложнения после хламидиоза, у мужчин —хронические, часто незаметные, но недолеченные половые инфекции.
Интересно, что фактор фертильности не всегда связан с возрастом, потенцией, а часто и общим здоровьем. Молодые спортивные парни могут иметь нулевые показатели спермограммы.
В то же время у обычного мужчины в возрасте за 50-55 лет в плане репродукции может быть все абсолютно нормально, и даже «отлично». Известная поговорка «старый конь борозды не испортит» в современном мире тоже может быть актуальной.
В любом случае, только врач может выяснить, в какой степени мужчина «мачо» в плане способности распространять свои гены. Очень рекомендую сдать спермограмму до вступления в брак. Это будет честно и по отношению к будущей супруге, и к самому себе. Кроме того, чем раньше заметили проблему — тем больше шансов ее решить, приняв соответствующие меры. Но не забывайте, что колебания в показателях спермограммы – очень даже естественны, поэтому не впадайте в панику преждевременно.
В каких случаях или, возможно, в каком возрасте, мужчине нужно замораживать свою сперму?
В последние месяцы к нам все чаще обращаются с вопросом криоконсервации спермы или, проще говоря – «заморозки», те мужчины, которые идут в армию, в зону АТО. Им нужна гарантия, что даже если они вернутся с войны с тяжелым ранением, они смогут в будущем стать отцами «родных» детей. Криоконсервация спермы проста, надежна и становится практически рутинной процедурой.
Вообще, криоконсервация генетического материала, резерва на будущее — важное и активно развивающееся направление репродуктивной медицины. Особенно актуально это для женщин, у которых есть четкие временные рамки. В возрасте около 35 лет у женщин значительно снижается качество и количество яйцеклеток. У мужчин же, как я говорил, нарушение сперматогенеза напрямую не связано с возрастом. Если мужчина ведет нормальный образ жизни, то до 50-60 лет его сперматогенез не должен нарушаться.
Однако бывают ситуации, когда «заморозка» просто необходима, чтобы мужчина мог иметь здоровых детей. Например, сегодня, как известно, наблюдается рост числа онкологических заболеваний. К счастью, они уже достаточно хорошо лечатся. Однако последствием такого лечения становится гибель репродуктивных клеток. Такие пациенты, выздоровев, имеют возможность использовать свои замороженные сперматозоиды или яйцеклетки, которые могут храниться годами и при этом не терять своих свойств.
Будучи практикующим врачом, акушером-гинекологом и репродуктологом вы в 2005 году закончили вуз по специальности «медицинская психология», чем это было мотивировано?
Изначально я хотел стать психиатром, но в итоге выбрал гинекологию и репродуктологию.
Тем не менее, интерес к психологии у меня остался, и даже кандидатскую диссертацию я писал по теме на стыке гинекологии и психологии.
Врач должен быть еще и психологом. Практически всегда в паре, столкнувшейся с бесплодием, особенно с мужским бесплодием, существуют проблемы в отношениях. Тот из пары, который признан «виновным» в невозможности иметь детей, мучается чувством вины и, возможно, неполноценности. Партнер же не всегда в состоянии сдержать эмоции. Все это очень портит отношения в паре. Надо понимать, что, в любом случае, проблема бесплодия — это проблема пары, проблема двоих, причем зачастую невозможно выявить «виновного». Существует такой вид бесплодия как идиопатическое , то есть невыясненное. Современная медицина не всегда может обнаружить причину, и она может быть чисто психологической.
На бездетную пару, помимо их проблем, давит еще и общество. Не так давно бесплодие в браке воспринималось как «божье проклятие». Таким парам сочувствуют, они вынуждены отвечать на неприятные, иногда нетактичные вопросы близких, выслушивать множество советов от некомпетентных родственников и чувствовать себя «белыми воронами». Все это формирует массу психологических проблем.
Когда наши пациенты, находясь в программе лечения, полностью доверяются врачу, то беременность наступает даже в сложнейших случаях. Бывает, что приходят пациенты с 15-летним стажем бесплодия, и доверие к врачу помогает им быстро забеременеть, причем медицина не всегда может объяснить подобные феномены.
Почему многие пациенты годами ждут и не обращаются за помощью, возможно в нашем обществе осталось неоднозначное отношение к детям «из пробирки»?
Мы не делаем детей в пробирках — это распространенный стереотип. И даже выражение «искусственное оплодотворение» не совсем верно. Мы не оплодотворяем чем-то искусственным, не синтезируем детей. Мы создаем идеальные условия для оплодотворения с помощью воздействия на организм женщины специально подобранных препаратов и микроманипуляций.
Миф об «искусственных» детях в Европе уже давно разрушен, там никто не стесняется говорить, что дети родились благодаря ЭКО, у нас же это остается тайной за семью печатями. Часто приходится сталкиваться с тем, что мифы о репродуктивной медицине мешают пациенту прийти в клинику. Абсолютно необъяснимые, иррациональные страхи перед банальной спермограммой могут парализовать, казалось бы, несгибаемого мужчину, кормильца семьи, успешного бизнесмена. Зачастую такие пациенты сначала делают круг по знахаркам, шаманам, чудодейственным источникам, бабкам-дедкам и т.д. И только потом, потратив много времени и денег впустую, приходят к нам. Почему? А вот, говорят, «искусственные дети», а вот «замороженные клетки». На самом деле доказано, что умственное и физическое развитие таких детей не отличается от обычных, а чаще бывает лучше. Ведь для переноса в полость матки выбирается лучший эмбрион, а, во-вторых, так называемые «бриллиантовые дети» очень желанны и родители больше заботятся и занимаются такими детьми.
Пациентов настораживает тот факт, что беременность при ЭКО не всегда наступает с первого раза (в клинике «Мать и Дитя» в ряде программ частота оплодотворения достигает 60% на один эмбриоперенос. Ред.). Люди просто не знают, что при попытке «естественного зачатия» шанс получить беременность на одну овуляцию (то есть в течение месяца) у молодой здоровой супружеской пары не превышает 20 %!
Проблему ненаступления беременности мы можем решить с помощью «Вспомогательных репродуктивных технологий» или сокращенно ВРТ. К слову, английская аббревиатура этого понятия — АRT (Assisted reproductive technology. Ред.), то есть «искусство». На самом деле, места для творчества в нашей сфере немного. Творчество в основном в интерпретации способа лечения, в контакте с пациентом, в работе с индивидуальными особенностями пары. Все остальное: манипуляции, дозы препаратов, среда для выращивания эмбрионов и т.д. – технологизированно, почти как на космическом корабле. Каждое действие выверено стандартами, многолетними наработками, как в известной песне : «шаг вправо, шаг влево — расстрел на месте». Все этапы, все действия отработаны до малейших нюансов и четко расписаны в протоколах.
Насколько мне известно, Вы работали в Европе в известной датской клинике. Насколько отличаются методы и подходы в европейских клиниках от украинских реалий?
Да, я бывал во многих европейских клиниках. Стажировался в Дании, у одного из ведущих специалистов Питера Хумайдена, у профессора Гризенгера в Германии, в лондонской клинике, колыбели ART, в Борнхолле. И могу сказать, что в подходе к медицинскому обслуживанию отличий немного. В западных клиниках — высочайшая технологичность, системность, тщательный контроль качества, очень жесткие стандарты работы. Однако в этом есть и минусы: педантичное следование стандартам, где у врачей есть схемы и алгоритмы на все случаи, делает работу с пациентами более «холодной», чем в Украине. Например, на вопросы пациентов врач
не обязан давать ответ. Для этого есть специальные люди с зачастую средним медицинским образованием. И психологической поддержкой пары врач тоже заниматься не будет — для этого есть психолог, который получает за это отдельные деньги.
У нас другой менталитет. Наши врачи работают более творчески, с индивидуальным подходом к пациенту. По сути, мы читаем нашим пациентам образовательные лекции, успокаиваем, подготавливаем к лечению. Первичная консультация с доктором у нас может длиться полтора часа.
В Европе такое невозможно. Там врач только знакомится с документами и расписывает лечение.
Быстро. Технологично. Ну и, наверное, «бездушно». Знаете анекдот про то, как ветеринар на ферме производит искусственное оплодотворение коров. Завершив работу, он пытается уехать, но его машину обступают коровы, не дают сдвинуться с места. Когда он начинает возмущаться — возмущаются в ответ: «А поговорить?» Думаю, европейцы бы этого нашего анекдота не поняли.
Да, очень наглядный пример. А что можно сказать о технологическом уровне, если сравнивать с европейскими клиниками?
По уровню технологичности мы уже выровнялись с европейскими клиниками. Еще десять лет назад отставали. Но на 95% наша репродуктивная медицина — частная. Поэтому проблем с финансированием нет, и поэтому репродуктивная медицина в Украине активно развивается.
Наши клиенты тратят значительные средства и ждут соответствующего уровня технологий и сервиса, как в Европе. Поэтому выбор клиники и врача-репродуктолога можно сравнить с серьезными инвестициями. Все очень просто – вкладывая с умом, семья надеется получить высокие дивиденды – эмоциональные, и даже, не побоюсь сказать, материальные.
Шесть лет назад я и группа врачей клиники прошли обучение, взяли на вооружение самые современные европейские технологии и перенесли это на украинскую «почву», используя западные стандарты при создании клиники «Мать и Дитя». Помимо технологий и инноваций, мы аккумулировали и лучший менеджерский опыт, внедрив в клинике эффективную управленческую модель. К примеру, сейчас в систему коллективного управления нашей клиникой входят 10 топ-менеджеров, решения принимаются коллегиально. Сообща мы принимаем те решения, которые помогают быстро и эффективно развиваться. И это важная составляющая успеха клиники «Мать и Дитя», которая еще три года назад была малоизвестна, а сегодня является лидером в Украине.
Если пара живет в браке, не предохраняется, но и у них нет детей, когда нужно обращаться к репродуктологу?
Через год. По большому счету, в году всего несколько дней, когда может начаться беременность. Однако если прошел год, а беременность не наступила — это тревожный сигнал и лучше обратиться к специалисту, пройти обследование. Не стоит стесняться и бояться, в мире более 8 млн. детей, рожденных по методике ЭКО. Например, в Дании – мирового лидера в сфере репродуктологии, каждый десятый ребенок рожден в результате программы ЭКО. Это, кстати, одна из возможностей улучшить демографическую проблему в Европе, где во многих странах
ЭКО активно поддерживается государством. К сожалению, в нашей стране проблема бесплодия не выделена в государственный приоритет, поэтом каждый случай преодоления бесплодия в семье – это маленькая победа каждой отдельно взятой пары.
Не буду утверждать, что современная медицина гарантирует рождение ребенка каждой обратившейся семье.
Есть проблемы, которые невозможно устранить, есть болезни, которые невозможно вылечить, но возможно «обойти». Наберитесь смелости, узнайте все возможные варианты решения проблемы бесплодия. Изменит ли это вашу жизнь? Рождение ребенка – не гарантия всеобъемлющего счастья, но, несомненно, полноценная семья, добавит вам уверенности, вдохновит на новые мужские свершения, без которых наша цивилизация просто не выжила бы.
Самой методике уже более 30 лет. Первый ребенок Луиза Браун родилась в Британии по программе ЭКО в 1978 году. Эта женщина успешно родила ребенка естественным путем, опровергнув тем самым миф, что ЭКО-дети не могут родить естественным способом. После Луизы Браун множество людей, зачатых «в пробирке», родили прекрасных здоровых детей в результате естественного зачатия.
Вопрос бесплодия остается острым и актуальным сегодня, но, к счастью, современная медицина располагает обширным арсеналом средств для победы над этим заболеванием. Настоящим спасением становятся репродуктивные технологии, которые с каждым днем совершенствуются.
* ЭКО – Экстра (от лат. extra – вне, снаружи),
Корпоральное (от лат. corpus – тело) и
Оплодотворение .
Экстракорпоральное оплодотворение, т. е. зачатие вне тела женщины, соединение сперматозоида и яйцеклетки in vitro.Ред.
Текст: Геннадий Ермоленко
Фото: Максим Пилипенко