Весной 1993 года берет свое начало официальный отсчет истории группы Green Grey. «Серо-зеленые» олицетворяют собой целую эпоху: вместе с группой менялась музыка, трансформировалось мировоззрение украинского слушателя и наша страна в целом. В преддверии 25-летия музыкального коллектива нам удалось встретиться с его основателем и гитаристом Андреем Яценко (он же – Дизель).
В эксклюзивном интервью для Proman Ukraine Дизель рассказал, что за группой до сих пор тянется шлейф загадочных 90-х годов: многие думают, что Green Grey куда-то пропала и уже не существует в украинском музыкальном пространстве. На самом же деле ребята активно гастролируют, записывают новые песни и готовятся к большому киевскому концерту в честь своего дня рождения, который состоится 31 марта. Помимо музыки, говорили о многом: разности поколений, славе, чувстве стыда и единицах измерения счастья. А также о бедности – той, что в человеческих головах…
фото Юрий Бондарев
– Андрей, за четверть века существования коллектива за «серо-зелеными» закрепилась слава новаторов и экспериментаторов: вы сочетали различные музыкальные стили в своем творчестве, первыми ввели в состав группы ди-джея, первыми убрали кресла из зрительного зала… А какой эксперимент считаете самым смелым и самым успешным?
– Самый смелый эксперимент заключается в том, что мы создавали и создаем альтернативную авангардную музыку. Давайте закроем глаза и мысленно представим два поля, одно из которых – чисто белого цвета и олицетворяет поп-культуру, а второе – черное – это рок-музыка и своеобразный андеграунд. Так вот, идеальная музыкальная смесь – это соединение двух полей и двух цветов, что и сделали Green Grey. Следствием такого эксперимента стало то, что на нас никто не похож. И поскольку группа находится в «авангардной нише», на нас постоянно проводит опыты весь украинский шоу-бизнес.
«Нам предлагают путь наименьшего сопротивления – путь стабильности и понятности. А что делаем мы? Разворачиваемся на 180 градусов и ищем новую аудиторию»
– Сейчас, спустя 25 лет, по-прежнему считаете себя экспериментальной и экстремальной группой? И в чем это проявляется?
– Конечно! Проявляется это в основном в нашем подходе к жизни и к музыке, в частности. Что нам говорили и продолжают твердить маркетороги? «Ребята, вы написали «Эмигрант» – вот и продолжайте работать в этом ключе». Иными словами, нам предлагают путь наименьшего сопротивления – путь стабильности и понятности. А что делаем мы? Разворачиваемся на 180 градусов и ищем новую аудиторию.
фото Юрий Бондарев
Считаю, что каждые 5 лет начинать всё сначала, творить новую музыкальную историю, – достаточно экстремальный наш поступок. Мы не единожды оказывались на одной площадке с многими новыми музыкантами, начиналась конкуренция и борьба за зрителя и за то, чтобы быть в тренде. Это большой риск. В нашем случае этот риск оказался оправдан: Green Grey попали в плейлисты нескольких поколений.
«Мы были первой молодой украинской группой, «ворвавшейся» в самые крутые гримерки, которые только можно себе представить. Но при всем этом Европа – это не звездный олимп, олимп здесь, в Украине»
– Именно Green Grey стала первой украинской музыкальной группой, дважды получившей награду MTV Europe Music Awards в Лондоне и Берлине. Могу предположить, что, будучи молодыми артистами здесь, в Украине, и выступая на одной сцене с мировыми звездами в Европе, вас захлестнула звездная болезнь?.. Что помогло спуститься со звездного Олимпа на землю и не потерять связи с реальностью?
– Конечно, это было для нас – wow! Мы были первой молодой украинской группой, «ворвавшейся» в самые крутые гримерки, которые только можно себе представить. Но при всем этом Европа – это не звездный Олимп, Олимп – здесь, в Украине. Именно у нас живут слушатели, любящие и ценящие Green Grey. А Европа – это своего рода «музыкальный шопинг» и заряд невероятных эмоций. Поэтому звездной болезни, как и потери связи с реальностью, не было.
Читайте по теме:
«Я никогда не срублю дерево»: 4 бесценных урока жизни, которые дал мне космонавт Каденюк
Кстати, сразу после возвращения с MTV Europe Music Awards в 2000 году мы написали песню «Депрессивный листопад», ставшую суперхитом. Если слышу от человека, что она – самая крутая наша песня, то сразу понимаю цену этому меломану.
«По поводу славы скажу так. Культовая лестница в небо не имеет своего конца – нужно найти ту ступень, на которой тебе комфортно находиться и получать свои «единицы счастья»
– Слава и успех – величины непостоянные. Сегодня ты узнаваем и популярен, но уже завтра все может кардинальным образом измениться. Как вы относитесь к славе в любых ее проявлениях? Были ли моменты, когда вы ловили себя на мысли, что Green Grey – не в тренде?
– Человек – существо многогранное, и его успех заключается не только в работе. Уверен: значение имеет лишь то, какое количество позитивных эмоций в день может сгенерировать каждый из нас и «принести» домой. Давайте эти эмоции условно назовем «единицами счастья». Я, например, получаю 10 «единиц счастья» в день, а какой-то другой артист – 3. Почему? Потому что его временной ресурс ограничен. Согласитесь, многие люди просто не имеют возможности остановиться, оглянуться по сторонам и кайфонуть от того, что делают.
По поводу славы скажу так. Культовая лестница в небо не имеет своего конца – нужно найти ту ступень, на которой тебе комфортно находиться, и получать свои «единицы счастья». Вне зависимости от того, в тренде ты или нет. Мне это удавалось и удается до сих пор.
Читайте по теме:
Такого вы даже не представляли! Безумные вечеринки легендарного Фредди Меркьюри
– Что скажете по поводу творческих пауз: как часто они возникали и чем вы их заполняли?
– Творческие паузы необходимы каждому артисту, но у нас их нет. Мы находимся в музыкальном поиске в режиме нон-стоп.
«Самый большой кайф, который мы испытывали и испытываем от взаимоотношений с поклонницами, возникает во время концертов. Это постоянный секс. И в этом фишка Green Grey. Даже когда мы не знаем, что именно будет на концерте, как и в каких позах, мы знаем, что будет хорошо»
– Вместе с группой за 25 лет повзрослели и ее поклонницы. Каким образом вам оказывали внимание фанаты в 90-е годы и сейчас? Как менялись ваши с ними взаимоотношения?
– Самый большой кайф, который мы испытывали и испытываем от взаимоотношений с поклонницами, возникает во время концертов. Это постоянный секс. И в этом фишка Green Grey. Даже когда мы не знаем, что именно будет на концерте, как и в каких позах, мы знаем, что будет хорошо. Что происходит дальше? Дальше мы прячемся от поклонниц, целиком и полностью от них абстрагируемся. А если говорить о последних нескольких годах, то и я, и Murik (Дмитрий Муравицкий, – прим. авт.) – счастливы в браке.
«…люди стали угрюмыми. И это не из-за музыки или их возраста, а из-за страны. Страна – очень жестока. И мне сложно сказать, счастливы ли наши зрители и украинцы в целом».
– Хочу поговорить о том, как трансформировались ваши слушатели. Ведь Green Grey – это целая музыкальная эпоха…
– Слушатели Green Grey менялись параллельно с тем, как менялась наша страна. И это была «жесть». За 25 лет существования группы украинское общество трансформировалось коренным образом: рушилась ментальность, идеалы, возникало ощущение полной несправедливости. К чему это привело? К тому, что люди стали угрюмыми. И это не из-за музыки или их возраста, а из-за страны. Страна – очень жестока. И мне сложно сказать, счастливы ли наши зрители и украинцы в целом.
фото Юрий Бондарев
– Ощущение разочарования присутствует?
– Нет, я – счастливый человек. Помните, 10 «единиц счастья» каждый день? (Улыбается. – Прим. авт.) И счастье я не связываю с деньгами. Ну, сколько можно купить «единиц счастья» за деньги? В первый день, допустим, 7–8, потому что накопились материальные желания, во второй – не более 5, а в последующие – максимум 3. Ведь все мы по большому счету стремимся к положительным эмоциям, а не к финансам. И эмоции эти – в семье, детях, друзьях, путешествиях, животных. В самих себе, в поиске себя.
– В одном из недавних интервью вы сказали, что наслаждение творчеством в массовом виде для вас уже не имеет смысла, так как это пустая трата денег ради своего эго. Какой формат творчества вам сейчас доставляет удовольствие?
– А сейчас опять кайф в массовости. Всё же развивается по спирали. Вот, к примеру, не так давно мы сидели с Муриком и обсуждали дальнейшие музыкальные планы. Пришли к тому, что по случаю
25-летия группы хотим проехать по всей стране и записать дуэты со всеми своими любимыми музыкантами. Таких музыкантов не мало – 10, а то и 20.
Читайте по теме:
Nokia Tune: эпическая история самого известного рингтона в мире
– За 25 лет существования группы «серо-зеленые» обросли огромным количеством слухов: начиная от вечно холостяцкого образа жизни и заканчивая проблемами с законом и наркотиками. Какой самый нелепый слух прочли о себе в прессе? Какие мифы о Green Grey готовы развеять прямо сейчас для наших читателей?
– Самое нелепое, что мы о себе слышали, – это то, что Green Grey владеют самолетами, вертолетами, пароходами и яхтами. А еще то, что мы не можем приехать в город Бердичев с концертом. По определению не можем. Почему?
Потому что за группой до сих пор тянется шлейф загадочных 90-х годов: многие думают, что Green Grey куда-то «пропали» и уже не существуют в музыкальном пространстве. Из-за этого даже возникали проблемы с организацией концертов.
«Самый популярный миф о Green Grey – это то, что мы – наркоманы. На этот счет могу сказать, что ни разу в жизни не прокалывал себе вену»
Самый популярный миф о Green Grey – это то, что мы наркоманы. На этот счет могу сказать, что ни разу в жизни не прокалывал себе вену. Даже элементарный анализ крови из пальца для меня – целая проблема и огромный стресс, потому что я панически боюсь медицинских игл. Только лишь в маске и бессознательном состоянии со мной можно проводить какие-либо медицинские манипуляции. (Улыбается. – Прим. авт.)
– Страх… уколов?! Но ведь у вас – медицинское образование…
– Совершенно верно. Но мои преподаватели на многое закрывали глаза, а медицинский диплом я получил по большей части благодаря успехам вне учебы: совмещал студенчество с музыкой и футболом.
«Я категорически против наркотиков и считаю, что те музыканты, которые за ними прячутся (а таких я знаю немало), боятся оголить свой талант»
– Как вы относитесь к наркотикам? Уход от реальности с помощью допинга – удел слабых?
– Я категорически против наркотиков и считаю, что те музыканты, которые за ними прячутся (а таких я знаю немало), боятся оголить свой талант. Если часто прибегать к допингам, рано или поздно станет очень тяжело быть искренним с самим собой. Плюс, конечно же, физическое состояние. У музыкантов очень насыщенный образ жизни, и если все время принимать наркотики, то можно очень быстро умереть – года через три. Организм просто-напросто не справится с огромным количеством гастролей и переездов. Музыканты, принимающие наркотики, меня поймут.
Что касается ухода от реальности с помощью наркотиков, то это скорее не проявление слабости, а эксперимент над своим телом и сознанием.
– 2002 год: альбом «Эмигрант», одноименная песня которого стала символом ощущения целого поколения. Расскажите, как зарождалась и вынашивалась идея песни, что вы тогда переживали?
– Первым знаменем музыкального поколения, выросшего на произведениях Green Grey, была песня «Подождем под дождем», вторым – «Мазафака», а третьим – «Эмигрант». О каком бы альбоме и песне ни шла речь, мы всегда делали всё искренне, переживали за создаваемый продукт. Просто с песней «Эмигрант» мы попали в десятку. Первое попадание было эмоциональным, второе – заключалось в режиссерской составляющей этой работы. Режиссером выступил Виктор Придувалов, а оператором – Андрей Пелех, в последующем ставший обладателем американского студенческого кинематографического «Оскара». Это был тандем очень крутых талантливых ребят. Кроме того, попасть в десятку и угадать настроения нашей публики помогла выбранная локация – Нью-Йорк и тема – эмиграция, которая была актуальна как в 2002 году, так и сейчас.
– Знаю, что вопрос эмиграции в свое время был актуален и для вас. Тем не менее вы не уехали из страны. Почему? Чтобы не быть своим среди чужих?
– Да, именно по этой причине. Также у меня не очень хорошо обстоят дела с изучением иностранных языков: я разговаривал на английском слабо и не хотел казаться в глазах людей идиотом. Я хотел и хочу быть понятым и реализованным. А реализация – она ведь не только в музыке, а и в социальном плане, дружеском общении. Ну, как можно реализовать себя, если ты не знаешь глубину языка? Да и левостороннее движение, и слишком высокие цены на обучение и другие бытовые моменты. (Смеется. – Прим. авт.) Конечно, если бы я родился в США, то эти вопросы не возникали бы. Но я же рожден в Украине, а значит, так тому и быть.
– Когда слышите слово «гастроли», какие ассоциации приходят на ум? Какие самые яркие вспышки гастрольной деятельности?
– Любые гастроли – это невероятно круто! Вот представьте: вас ждут в городе, вам показывают всё самое лучшее – его локации, кухню, гостиницы. И за это не нужно платить. (Смеется. – Прим. авт.) Несмотря на фактор усталости, гастроли – это праздник для артиста. И не имеет значения, в какой город ты приезжаешь, – Харьков, Одессу, Днипро или Бердичев. Всем этим городам есть чем гордиться.
– Давайте мысленно перенесемся в далекие 90-е годы… Тогда всё по большей части держалось на энтузиазме группы? Ведь не было ни поддержки извне, ни мощных финансовых вливаний, ни пиар-технологий…
– Да и слова такого «пиар» не было. (Смеется. – Прим. авт.) Всё держалось на нас самих, информационным поводом всегда была группа как таковая: мы были на центральных телеканалах, в глянцевых журналах. Вместе с Green Grey зарождалась и украинская мода – мы были первыми, кто принял участие в Ukrainian Fashion Week. (Имеется ввиду «Сезоны моды» 1997 г. –Прим. авт.)
«По поводу популярности музыкальных стилей скажу прямо: украинская музыкальная премия Yuna менее интересна (раз так в сто!), чем, к примеру, рэп-баттл Oxxxymiron и Гнойного»
– «Табула Раса», «ТНМК», Сашко Положинский, Green Grey – все вы были музыкальными новаторами в свое время. Тем ни менее ни рок, ни панк, ни хип-хоп не стали массово популярными стилями в музыке. С чем, по вашему мнению, это связано?
– Я бы не ставил перечисленные музыкальные коллективы в один ряд. «Табула Раса», «ТНМК» и Green Grey – это о разном. По поводу популярности музыкальных стилей скажу прямо: украинская музыкальная премия Yuna менее интересна (раз так в сто!), чем, к примеру, рэп-баттл Oxxxymiron и Гнойного. Если Yuna интересна нескольким тысячам зрителей, то посмотрите, что происходит с современными подростками – поэтами (а именно они представляют перечисленные вами стили). Стоит им пару раз открыть рот – и уже миллион в кармане. Понимаете? Как раз эти подростки, а не поп-исполнители, олицетворяют собой огромную аудиторию, настоящую аудиторию, в то время как поп-звезды меняются каждый сезон.
– В продолжение темы музыкальных тенденций хочу поговорить о современном украинском шоу-бизнесе. В то время как во многих странах развиваются различные музыкальные направления, у нас процветает лишь попса. Почему же Винник живет, а джаз и рок – нет? Это ведь говорит о многом в наших головах…
– Думаю, что каждый должен заниматься своим делом. Да, Винник собирает тысячные залы. Да, он делает это успешно и довольно часто. Но могут ли современные украинские поп-артисты собрать большие стадионы и площади? Нет, на это способны только рокеры. Именно они могут «держать» одновременно и 100, и 200 тысяч зрителей, слушателей, поэтому я не согласен с тем, что «рулит» исключительно поп-направление, «рулит» как раз рок. Скажу больше – рок процветает.
Что касается джаза, то это тема для отдельного разговора. Джаз-музыкантам нужно помогать – путем меценатской поддержки, дотаций.
– Почему же среди множества украинских артистов гастролируют лишь единицы?
– Потому что у большинства поп-музыкантов элементарно нет соответствующей аппаратуры, как и желания петь вживую. Гастролируют в Украине только рокеры. Попса не гастролирует, не продает билеты, ею можно «замазать» какие-то пробелы, не более того. Современный зритель ориентирован на живую музыку, он уже не пойдет на халтуру и не захочет слушать на концерте фонограмму.
Если говорить о клубной музыкальной культуре и посмотреть на недельные афиши клубов, что мы увидим? Из 100 выступающих коллективов лишь три будут попсовыми, остальные 97 – это рок-музыканты.
«Нужно быть очень крутым артистом, чтобы просчитать настроения своей аудитории и понять, в каком направлении они – эти настроения – движутся»
– Перед началом национального отбора на Евровидение, в котором группа Green Grey принимала участие, вы сказали: «Самое главное – вкладывать в идею музыки именно музыку». В реальности этим постулатом, как мне кажется, пользуется очень малый процент украинских артистов. Как думаете, у нас есть стремление создавать конкурентную музыку, понятную и интересную зарубежной аудитории?
– Есть не только стремление, но и конкретные артисты, уже создающие качественную музыку, ориентированную не на один лишь внутренний рынок, например, Ваня Дорн. Знаете, в футболе есть такое понятие, как «пас в свободную зону»? Это когда игрок не видит никого в этой зоне, но точно знает, что через пару секунд там уже кто-то будет. Вследствие такого паса с высокой долей вероятности можно успешно разыграть мяч и забить гол в ворота противника. Так и в музыке: нужно быть очень крутым артистом, чтобы просчитать настроения своей аудитории и понять, в каком направлении они – эти настроения – движутся.
«Музыкальных свободных зон в мире практически нет. Чтобы их отыскать, нужно быть сумасшедшим артистом, экспериментатором и вывернуть музыку наизнанку»
– Что же нужно делать современному украинскому артисту, чтобы бежать впереди потребителя и совершить этот самый «пас в свободную зону»? Как угадать будущие предпочтения слушателя и музыкальные тенденции в целом?
– Музыкальных свободных зон в мире практически нет. Чтобы их отыскать, нужно быть сумасшедшим артистом, экспериментатором и вывернуть музыку наизнанку. А для того, чтобы стать таким новатором, следует крепко поссориться со своей аудиторией. Так получилось в истории с Ваней Дорном – он принял решение делать абсолютно новую музыку, создавать принципиально новые музыкальные вибрации и отталкиваться при этом не от желания понравиться своей публике, а от своих собственных идей и взглядов. И это я считаю героическим поступком.
– Изменилось ли у украинских артистов ощущение ценности того, что они делают? Поясню. Выступать перед олигархами, их молодыми спутницами и жующей публикой, будучи при этом ничем иным как фоном, и выступать перед своим, осмысленным зрителем – вещи разные…
– Сегодня поп-артистов, дающих сольные концерты, можно перечесть по пальцам одной руки, ОK, – двух рук. (Смеется. – Прим. авт.) Где же выступать остальным? Естественно, – перед жующей публикой, олигархами и недовольными моделями. Иными словами, – перед богемной аудиторией, которой совершенно не важно, какой билет они купили, важно лишь название клуба. Так было, так есть и так будет. Это же одна из бизнес-образующих величин. А если у артиста есть своя аудитория (пусть даже это будет 200 человек), в каком бы формате он ни сделал концерт, на него придет только свой, осознанный слушатель.
– Если верить информации в прессе, то вы продали права на свой альбом WTF(?!) за 1 миллион гривен. Как вы относитесь к деньгам – легко ли расстаетесь с ними?
– Денег от продажи прав на альбом не стало в тот же день. (Смеется. – Прим. авт.) Ни я, ни Murik не являемся скупердяями и считаем, что деньги нужны исключительно для реализации человеческих идей. Коллектив Green Grey никогда не боролись за деньги, несмотря на то, что первый наш лозунг звучал так: «Мы пришли заработать свой первый миллион и кайфонуть». Мы заработали не только первый, но и второй-пятый-десятый, при этом все заработанные деньги инвестировали в творчество и идеи.
«Если безденежье – это временное явление, то бедность – показатель того, куда и к чему ты пришел в своей жизни. Если человек беден, то ему нужно развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении»
– Вам знакомы бедность и безденежье?
– Это совершенно две разные категории. Если безденежье – это временное явление, то бедность – показатель того, куда и к чему ты пришел в своей жизни. Если человек беден, то ему нужно развернуться на 180 градусов и двигаться в обратном направлении. Если у человека нет денег – это всего лишь сигнал задуматься над тем, где их взять. Безденежье – очень полезно. Безусловно в разумных дозах. И особенно оно полезно тогда, когда человек состоятелен, когда он перестает понимать цену деньгам.
Иногда случаются времена, когда мой холодильник абсолютно пуст, но чувства бедности я не испытывал ни разу в жизни.
– В последнее время мода на здоровый образ жизни захватывает все больше украинцев. Как вы поддерживаете себя в форме? И не могу не спросить об алкоголе – какие у вас отношения с крепкими напитками?
– Алкоголь не употребляю вообще, за исключением пшеничного фреша. Он же – пиво. (Смеется. – Прим. авт.) Все крепкие напитки были выпиты в 90-е годы. Алкоголь приводит к деградации мозгов: мне бывало очень стыдно за себя и свои поступки под влиянием алкоголя, и именно чувство стыда сыграло решающую роль в моем решении прекратить его употреблять.
Спортом я не занимаюсь и к медикам не обращаюсь. Стараюсь ловить сигналы своего организма и сам себе из своего же ресурса выписывать лекарства. Так, я сейчас вешу ровно столько, сколько весил в 18 лет.
– Есть ли у вас фобии?
– Уколы, но именно эта серьезная фобия стала информационным триггером и спасла мне жизнь.
– Что для вас такое понятие, как патриотизм? В чем он должен проявляться?
– Значение современного слова «патриотизм» очень трансформировано, я бы даже сказал, что оно уничтожено. Как показывает практика, очень многие люди во всеуслышание заявляют о своем патриотизме, но их слова не совпадают с их действиями. В моем понимании патриотизм заключается в том, чтобы не быть голословным и не кричать на каждом шагу, что ты – патриот.
– Группе Green Grey принадлежит высказывание: «Мы хотим, чтобы Украину не ассоциировали исключительно с Андреем Шевченко, Кахой Каладзе, Чернобылем, коррупцией и войной. О нас знают, как о стране с богатым, но трагическим прошлым. Мы же смотрим в будущее». Каким вы видите будущее Украины? Что нового и позитивного в нем будет?
Вне зависимости от того, о какой стране идет речь – об Украине, о Беларуси или Колумбии, нас всех ожидают прекрасные и очень интересные времена. Мы сейчас сидим с вами, разговариваем, а через неделю мир будет совершенно иным. Если раньше для изменения жизни, ее качества требовались десятки лет, то сейчас всё развивается с головокружительной скоростью. Мы живем в эпоху информационных технологий, и я считаю, что через каких-то пару лет мы окажемся в иной реальности, в которой будут созданы принципиально новые возможности для коммуникации между людьми, сотрется грань между реальной и виртуальной жизнью.