Число заболевших раком украинцев растет, и он часто поражает людей репродуктивного возраста, которые планируют и хотят иметь детей. Специалисты, занимающиеся онкофертильностью, помогают людям избежать таких последствий и получить шансы стать родителями здоровых детей. Мы беседуем с онкологом клиники Medical Plaza (г. Днепр) Богданом Станиславовичем Земляным.
– В группе риска потерять способность к деторождению при онкозаболевании – и мужчины и женщины. Какова специфика различий рисков для мужчин и женщин, и как риск увеличивается с возрастом?
– Конечно, в группе риска потерять способность к деторождению из-за онкозаболеваний, вернее, в результате лечения онкопатологии, находятся и мужчины и женщины. Однако в группу с более высоким риском попадают пациенты с онкопатологией органов, участвующих в процессах регуляции репродуктивной функции и тканей, близко расположенных к этим самым органам – и у мужчин и у женщин это заболевания грудных, ну или молочных желез и органов малого таза.
При одной и той же онкопатологии, у женщины до 35 лет риск бесплодия варьируется по разным данным в районе +/- 30%. А за «барьером» в 35 лет он может достигать уже 50-70%. У мужчин примерно такая же ситуация.
Это обусловлено тем, что помимо химиотерапевтического воздействия на ткани злокачественных новообразований, лечение в большинстве случаев сопровождается еще и лучевой терапией, в результате которой органы, ответственные за фертильность подвергаются дополнительному воздействию, которое расширяет негативное влияние «химии» на репродуктивные клетки дополнительно нарушением кровообращения, повреждением сосудистой системы и иннервацию таких органов.
Читайте по теме
Мужская фертильность – как новый объект маркетинга: мнение врача-репродуктолога
Химиотерапия воздействует на репродуктивные органы по принципу медикаментозной кастрации. И эта кастрация может носить как временный, так и постоянный характер после завершения лечения. И конечно, чем моложе наш пациент, тем выше вероятность восстановления фертильных функций и шанс получения здорового потомства. То есть, восстановительные функции молодых людей, заболевших раком, значительно выше, чем у пациентов, скажем, после 35 лет.
При одной и той же онкопатологии, у женщины до 35 лет риск бесплодия варьируется по разным данным в районе +/- 30%. А за «барьером» в 35 лет он может достигать уже 50-70%. У мужчин примерно такая же ситуация.
С мужчинами все проблематичнее: яички вынесены природой «за пределы туловища», наружу, их значительно более тонкая структура тканей более подвержена негативному воздействию как при лечении химиопрепаратами, так и при лучевой терапии: к повреждению тканей воспроизводящих репродуктивные клетки, добавляется дополнительно повреждение нервных окончаний, отводящих протоков и питающих сосудов. Кроме того, после лечения рака часто присоединяется эректильные дисфункции. Это с одной стороны. С другой же стороны – у мужчин значительно проще взять биоматериал до начала лечения в необходимом количестве за один раз: такова «компенсация» природы.
– Химиотерапия или лучевая терапия: как они влияют на фертильность?
– Побочные эффекты вообще, и способность к деторождению в частности при терапии зависят от многих факторов. Например, если проводится лучевая терапия, многое зависит от доз и частоты облучения, и – очень важно – от места облучения. Понятно, что чем облучаемая опухоль ближе к репродуктивным железам, тем выше риск.
Химиотерапия воздействует на все органы и системы, но многое зависит также и от препаратов. Есть препараты, которые более агрессивно влияют на способность завести детей, а есть более безопасные в этом плане.
С мужчинами в этом аспекте проще – количество сперматозоидов в одной спермодозе позволяют допускать даже существенные потери при разморозке для оплодотворения.
Если оценивать возможность сохранения биоматериала до начала лечения, то важным аспектом является понимание того, что кроме прочего, злокачественные новообразования делятся еще гормонозависимые и гормононезависимые. От этого зависит как тактика отбора материала, так и его прогнозируемое количество – в основном здесь речь идет о сохранении материала, получаемого от женщин.
Дело в том, что в классических репродуктологических схемах стимуляции яичников, с целью получения большего количества фолликулов используется стимуляция гормональными препаратами, поэтому такой метод не подходит для женщин с гормонозависимыми опухолями. Он может спровоцировать неконтролируемый рост опухоли. Поэтому в таких ситуациях используется забор яйцеклеток в естественном цикле – без стимуляции. Но при естественном цикле образуется всего лишь до нескольких яйцеклеток, поэтому женщина сталкивается с тем, что попыток забеременеть становится меньше.
Читайте по теме
Бизнес на отцовстве: венчурные капиталисты активно финансируют стартапы, занимающиеся мужской фертильностью
Если же опухоль гормононезависимая, для того, чтобы женщина в будущем смогла родить ребенка, гормональная стимуляция возможна и проводится под наблюдением онкологов и гинекологов, это дает возможность вырастить фолликулы в необходимом количестве с первой попытки и произвести отбор яйцеклеток путем трансвагинальной пункции. Во время этого же отбора производится оперативное лечение опухоли.
При выборе метода сохранения репродуктивного материала у пациентов с онкопатологией, необходима возможность объединить в одном медицинском учреждении профильных специалистов – онкологов, онкохирургов, химиотерапевтов, радиологов, данные о пациенте и возможность дополнительного оперативного дополнительного обследования.
Важным аспектом сохранения возможности у женщин иметь потомство после проведенного лечения, несомненно, является наличие партнера. Это обусловлено особенностями хранения биоматериала – эмбрионы в замороженном виде хранятся в разы лучше, чем неоплодотворенные яйцеклетки. С мужчинами в этом аспекте проще – количество сперматозоидов в одной спермодозе позволяют допускать даже существенные потери при разморозке для оплодотворения.
– ЭКО и онкофертильность: какова ситуация в Украине и куда можно обратиться?
– В нашей стране процедура ЭКО при онкозаболеваниях используется не очень часто, и тому есть определенные причины. При нашем уровне медицины делать такую процедуру можно только на базе многопрофильных клиник, как например, Medical Plaza, и вот почему: для принятия взвешенных решений, при выборе метода сохранения репродуктивного материала у пациентов с онкопатологией, необходима возможность объединить в одном медицинском учреждении профильных специалистов – онкологов, онкохирургов, химиотерапевтов, радиологов, данные о пациенте и возможность дополнительного оперативного дополнительного обследования.
Читайте по теме
Репродуктолог назвала женский возраст, после которого фертильность резко снижается
И главное – врачи разных специальностей должны представлять собой сработавшуюся команду, в которой каждый специалист полностью доверяет мнению коллеги. Ведь риски однозначно высоки, и вероятность того, что кто-то что-то недопонял при передаче информации из одной клиники в другую должна быть исключена.
Именно поэтому в таких случаях необходимо обращаться только в такие многопрофильные клиники с высококлассными специалистами, как Medical Plaza, где по каждому случаю будет проведен оперативный консилиум с определением плана действий в отношении пациента и конкретно его случая.
Надежда на излечение и продолжение рода должна рассматриваться и в самых сложных случаях. Нельзя думать о потомстве только при опухолях с высокой степенью злокачественности с прогрессивным ростом, которая быстро растет, в таких случаях речь идет не о продолжении рода, а о спасении жизни. Во всех остальных случаях надежда есть. Главное – высококлассные специалисты, и в Медицинском центре «Медикал Плаза» они есть.