Жители мегаполисов всё чаще задумываются о том, каким будет будущее городов и как улучшить экологический фон вокруг своего места жительства. Одним из самых новаторских направлений градостроительства XXI века стало проектирование по принципам устойчивой архитектуры, где социальная вовлеченность, сохранение ресурсов и экономическое обоснование играют в тесном тандеме построения комфортной современной жизни.
В эксклюзивном интервью для PROMAN UKRAINE соучредитель и главный архитектор одной из ведущих компаний Украины в области архитектурного, строительного проектирования гражданских и промышленных объектов, проектирования инженерных систем, дизайна интерьеров и ландшафта – Архитектурной компании «АРХИМАТИКА» – Дмитрий Васильев поделился своими размышлениями о стратегии развития украинского строительного рынка, о его небезоблачных реалиях и бизнес-концепте украинской устойчивой архитектуры.
Бизнес в центре экосистемы
Пожалуй, за всю историю деятельности нашей компании мы всегда руководствовались принципами устойчивой архитектуры. Для меня sustainability architecture – это о важном: о действии, не перечеркивающем будущие возможности, не вредящем экологической среде и являющемся низкопотребляемым с точки зрения энергоресурсов, а в перспективе – решающем и определенные социальные проблемы.
Но, к сожалению, вся наша украинская «застройка» практически не оперирует этими принципами, а стратегия развития городов в целом очень хромает, тем самым закладывая бомбу замедленного действия, которую нам придется потом исправлять.
У нас сейчас в нормативной базе, формируемой еще на советской теории градостроительства, до сих пор нормируются монофункции: либо жилое, либо промышленное либо коммунально-складское пространство. И это всё закрепляется по кусочкам в генплане города, который неизвестно как будет функционировать через 20-30 лет. Если взять, к примеру, 3-миллионный Киев, то таких специалистов, способных просчитать и заложить эти возможности, которые сработают в будущем, – просто нет, кроме, конечно же, экстрасенсов и гадалок.
Для меня наличие школы поблизости более важный показатель и пример того, что я думаю о том, как будет функционировать моя жизнь и жизнь моей семьи в будущем.
Как же в данной ситуации поступают, в частности, на Западе? Да просто создают многофункциональный микс, где, буквально говоря, людям не нужно жить на Харьковском массиве и ездить на работу в центр Киева. А наша система, руководствуясь устаревшей базой, как раз очень активно проектирует именно априори проигрышные монорайоны с их монофункцией. Это можно оправдать тем, что изначально понятийная база не была приспособлена к тем тенденциям устойчивого развития, применяемым в цивилизованном мире. Но это не повод их не менять.
Читайте по теме:
Где живут миллиардеры: ТОП-10 самых дорогих улиц мира
Несомненно, не остаются в стороне и экономические предпосылки. Взять хотя бы ситуацию с корпорацией «Укрбуд», почему она сейчас свалилась, ведь люди фактически бежали туда и несли деньги, не задумываясь ни о чем. Как они будут жить в этих 25-этажках, есть ли разрешительные документы у этого застройщика, на каком основании введутся эти объекты и т.д. Показали невысокую цену, и народ «клюнул», и как результат – 30 тысяч обманутых вкладчиков, обманутых из-за глупости и по своей воле. У нас страна находится на таком низком экономическом уровне развития, что люди в большинстве своем не привыкли думать на 10-15-20 лет вперед, хотя определенно – нужно было бы.
Я при выборе своего жилья руководствовался мотивом «хорошая» школа, а не тем, центр это или не центр, рядом ли Днепр или нет, а именно школа – ведь туда моим детям придется ходить на протяжении 12 лет, желательно не простаивая по полтора-два часа в пробках.
И для меня, в данном случае, наличие школы поблизости более важный показатель и пример того, что я думаю о том, как будет функционировать моя жизнь и жизнь моей семьи в будущем.
Закон синергии или о сотрудничестве с профильными министерствами
Опираясь на свой опыт, мы пытаемся донести до людей, пишущих нормативы, что они зачастую очень далеки от практики и современных реалий градостроительства. Чаще всего это всё наследники советских институтов, не спорю – в большинстве своем – уважаемые и заслуженные архитекторы, но они, как правило, оторваны от современных экономических реалий и ситуации, наблюдаемой сегодня на рынке.
Мы пытаемся им подсказать и донести, что очень многое изменилось со времен их «правильной» архитектуры. Вот простой пример: у нас есть нормы, регламентирующие отступ стоянок от окон жилых зданий, – 10 метров. Выйдите в город – хоть где-то это соблюдается? А мы имеем эту норму уже более 25 лет. Почему в той же Европе вдоль улицы паркуются машины, 3-метрового по ширине тротуара вполне достаточно, и все живы-здоровы. У них там что, люди по-другому дышат? Почему у них – можно, а у нас – нельзя?
То же касается и раздельной сортировки мусора, уже ставшей на Западе обыденностью.
В Украине же до сих пор нормируется общий мусоропровод в жилых домах, в результате всё равно завариваемый. Зачем мы тратим эти деньги зря?
Для чего застройщики вкладывают эти суммы в стоимость квадратного метра жилья, засчитываемую покупателю вопреки отсутствию целесообразности этого объекта?
Почему в той же Европе вдоль улицы паркуются машины, 3-метрового по ширине тротуара вполне достаточно, и все живы-здоровы. У них там что, люди по-другому дышат?
Мы посчитали, что по всей Украине построено только одних мусоропроводов на десятки миллионов долларов. Неужели этим деньгам нельзя найти более рациональное применение?
Читайте по теме:
Дом, который построил Маск: одна из вилл эпатажного предпринимателя выставлена на продажу
Несмотря на частые разногласия во взглядах, мы рады, что министерства прислушиваются к здравому смыслу и потихоньку реагируют. Новые люди в Минрегионе (укр. Міністерство розвитку громад та територій України. – Ред.) понимают, что должно что-то меняться, но пока нет единой системы – будет бардак.
Мы были на встрече в Верховной Раде, посвященной этому вопросу, и пришли к согласованному решению, что раз в год специалисты-практики могут направлять в профильные учреждения документ, где будут указаны определенные противоречия или недостатки, которые, ссылаясь на нашу практику, мы бы рекомендовали убрать. Их же профильный институт будет рассматривать и вносить изменения или аргументированно отказывать. Наша инициатива обусловлена тем, что мы устали из года в года сталкиваться с глупостями, на которые наша команда и застройщики тратим время и средства, потому что так положено.
О финансировании и вложениях в sustainable architecture
Что же касается устойчивой архитектуры, то инвестировать в нее готовы собственники зданий, собирающиеся в дальнейшем их эксплуатировать и получать от них прибыль на протяжении определенного времени. Это четко можно проследить на примере столичных офисных центров. Если же речь идет о недвижимости на продажу, – то определенно такого энтузиазма не наблюдается .
В Украине за офисные центры сейчас идет борьба арендаторов, большинство из которых – иностранные компании. У них обычно есть документ, где прописано, какое именно помещение они должны выбирать под офис (сертификация – не ниже определенного уровня, потребление – не выше такого-то предела и т.д.).
Возникает вопрос, что с такими кварталами, где нет ни зелени, ни какой-либо внятной инфраструктуры, делать в будущем?
Большие компании наподобие Nestle или Mercedes предъявляют достаточно высокие критерии для арендованной площади. И наши застройщики стараются им соответствовать, пытаясь массово внедрить вот эти стандарты сертификации в свои проекты, по максимуму заложив в них энергоэффективные технологии.
Сейчас же, если это не какой-то второстепенный офисный центр класса B, то все лидеры рынка обязательно рассчитывают пройти международную сертификацию.
Касательно жилой недвижимости, я думаю, ее тоже коснется этот прогресс, но, скорее всего, начнется это с жилья бизнес-класса. На данный момент – это больше маркетинговые ходы, нежели реальный спрос покупателей.
В целом беда в том, что в Киеве очень много сейчас некачественной застройки, притом она уже исчисляется районными масштабами. Вот район на Позняках (ул. О. Пчилки) – он является прекрасным образцом современной antisustainable architecture.
Читайте по теме
Город будущего: Toyota построит футуристический поселок на месте бывшего завода
И возникает вопрос, что с такими кварталами, где нет ни зелени, ни какой-либо внятной инфраструктуры, делать в будущем? Благодаря такой хаотичной застройке, вполне вероятно, что этот район через 20-30 лет, а то и ранее, превратится в настоящее гетто. Если, конечно, вовремя не пересмотреть регуляторную политику.
Эстетика определяет этику
Но есть и приятные моменты. За последние 5 лет наши застройщики и жители переосмыслили качество среды и благоустройства придомовой территории. Нельзя продавать только квадратные метры квартиры. Сейчас период, когда город будет понемногу деградировать в плане визуальной эстетики, и люди с особым трепетом будут ценить порядок и красивую качественную среду. И именно тот, кто сможет удержать этот баланс, тот и окажется на коне. И этот тезис нам приходилось практически доказывать с боями.
«Эстетика определяет этику» – и то пространство, в котором вы находитесь, в большинстве случаев определяет ваше поведение.
Так, заказчики не всегда относились с пониманием к тому, почему возле дома не достаточно посадить 3-метровое дерево толщиной с мой палец, а стоит отдать предпочтение «взрослому» дереву с большим обхватом ствола. Но на примере ЖК «Комфорт таун» и ЖК «Файна таун» мы показали, что такие нюансы воспринимаются рынком, как очень благоприятные условия, и люди готовы платить за них цену выше.
В ЖК «Комфорт таун» мы сделали застройку кварталами, где внутри каждого – пешеходный дворик. Там жители рассматривают его как «свой» и хотят, чтобы он был ухоженным и лучше, чем у соседа. Вообще, есть такое выражение – «эстетика определяет этику» – и то пространство, в котором вы находитесь, в большинстве случаев определяет ваше поведение. Я полностью солидарен с этим.
Мировой опыт как образец
Несколько лет назад обладателем престижной Притцкеровской премии (англ. Pritzker Architecture Prize. – Ред.) стал архитектор из Чили Алехандро Аравена. Он создал необыкновенную систему социального жилья для малоимущих слоев населения – двухэтажные таунхаусы, где в каждом часть дома являет собой просто деревянный каркас. Его, по замыслу архитектора, семейство в будущем могло достроить и оборудовать под нужды разрастающейся семьи, не уродуя сам дом разноплановыми достройками и не превращая квартал в хаотичные трущобы.
Читайте по теме
Быть в тренде: названы ТОП-10 самых посещаемых городов мира
Одним из главных принципов работы бюро Elemental, возглавляемого Аравеной, называется «половина хорошего дома». Строители возводят коробки будущих малоэтажных домов, проводят минимальные коммуникации, остальное же обсуждается с жителями, берущими на себя часть дальнейшей работы. «Давайте сделаем сейчас самое сложное. Дайте семьям позаботиться об остальном по своему усмотрению. Мы превращаем нехватку ресурсов в принцип поэтапности», – считает архитектор.
Лично для меня – это идеальный современный пример устойчивого развития. Человек, подумавший наперед и заложивший возможность развития изменения этой системы. Это – вдохновляет.
Недавно наше бюро выиграло конкурс World Architectural Festival, и, не скрою, для нас это стало важным событием. Проект ЖК «Комфорт таун», с которым мы принимали участие, – достаточно бюджетный формат, реализованный для наших украинских реалий. И мы очень горды тем, что его так высоко оценило жюри, а мы, в свою очередь, смогли достойно представить его на мировом уровне.
Что же касается области sustainability, то здесь нам пока нечего предложить такому масштабному международному конкурсу как, скажем, LafargeHolcim Awards. Но в перспективе это был бы достаточно интересный опыт.
Стремительная урбанизация – угроза?
Да, урбанизация стремительна и неизбежна. К 2050 году прогнозируют, что вместо 180 стран будет 600 городов. Но я не думаю, что такое явление станет катастрофой для Киева, хотя определенно это будет не так хорошо, как могло было бы быть. В любом случае, будет идти развитие, и в Украине всё так же лидирующими останется пятерка городов – Львов, Одесса, Киев, Днипро и, возможно, Харьков. Эти пять центров будут расти с развитием транспорта, в чем, собственно, заключается один из драйверов урбанизации, – в ускорении транспортной возможности переместиться из точки в точку. Концентрация прогрессивного города – это концентрация возможностей. И чем больше спектр этих возможностей, тем комфортнее для человека.
Невозможно всех обеспечить парковками бесплатно за счет территории города.
Например, в селе механизация обработки земель повышается, соответственно трудовых ресурсов уже так много не надо, а агрохолдинги вообще забирают сейчас всю землю под собственные нужды. В ближайшем будущем села будут не нужны, а вот большие города всегда будут привлекать больше населения.
В настоящее время, я уверен, именно та критическая точка, когда мы придем к осознанию того, что это нужно закладывать в умы населения, либо у нас в будущем будет кризис, где уже необходимо будет вкладывать больше как раз для его разрешения.
Это как с транспортом – не строили 20 лет развязки, вдруг решили построить, считая, что станет легче ездить. Не стало. Странно, почему?
Невозможно всех обеспечить парковками бесплатно за счет территории города, Европа к этому пришла еще в 70-х годах. Они начали сокращать количество дорожных полос, количество паркомест в центре, всячески делая пользование автомобилем неудобным. Если же сейчас предложить нашему обществу концепцию «ограничения» автотранспорта, я думаю, Вы понимаете, какой фидбек последует.
The Snail Apartments – это прекрасная возможность замедлиться, живя в комфортных условиях и не платя за жилье, как за пентхаус.
Когда я был в Ванкувере, а, к слову, он последние 5-7 лет входит в тройку самых комфортных городов мира, помимо качественной структуры города, я отметил, что факт высотности не вызывает совершенно никакого дискомфорта вопреки нашему распространенному мнению о многоэтажных застройках.
Читайте по теме
От Гонконга до Ванкувера: составлен рейтинг самых дорогих городов мира
Ведь у нас бытует мнение, что комфортный город – это до 6 этажей. Да, это приятная и сомасштабная человеку среда, но в принципе по соотношению стоимости земли и самой недвижимости, то априори всё идет вверх. Там действительно можно делать качественно и хорошо, а можно сделать как у нас на Харьковском массиве. И причина тому точно не высотность.
O точке «стоп» и нью-йоркском проекте The Snail Apartments
В Украине основная доля домовладений – частная собственность: 91 % жилья выкуплен теми или иными физлицами. В западных странах эта цифра крутится в районе 50-60 %, всё остальное – это недвижимость, приобретенная компаниями и сдаваемая в аренду. У них это как часть бизнеса. Так, в том же Нью-Йорке формат арендного жилья, а именно sharing apartment очень популярен, что обусловлено ритмом города, уровнем зарплат и желанием жить чуть ближе к центру. Отличный пример такой квартиры представлен в телесериале «Друзья». Наш же один из свежих проектов The Snail Apartments («Апартаменты “Улитка“». – Ред.) был направлен именно на поддержание этого сегодня не менее актуального тренда.
В Нью-Йорке преимущественно все живут на бегу, а The Snail Apartments – это прекрасная возможность замедлиться, живя в комфортных условиях и не платя за жилье, как за пентхаус. Надеюсь, что у нас такая концепция тоже появится, но лет через 5-7.
Читайте по теме
Апокалипсис нефтяной эпохи? Европейская компания представила автомобиль на топливных элементах с солёной водой
Это, скорее всего, будет связано с усугублением трафика, ведь кардинально ничего не изменится в ближайшем будущем (дороги загружены, метро работает на пределе, а трамвайным сообщением вообще никто не занимается). В связи с этим многие захотят жить в центре, ведь вся деловая активность будет сконцентрирована именно там. Такая себе точка «стоп» в современном мегаполисе.