В воскресенье католический мир отметил Пасху. Особенной она стала для французов и парижан: один из самых легендарных соборов в мира – Нотр-Дам – едва был не уничтожен пожаром, еще раз напомнив всем о непостоянстве казалось бы незыблемых устоев и зданий.
Впрочем, есть и повод для радости. Пожар, ставший на несколько дней главной темой для всех мировых СМИ, заставил весь мир объединиться ради восстановления собора, который вдохновлял литературных гениев и паломников, обещая своего рода возрождение. Как и Христос, Нотр-Дам воскреснет.
Мишель Оноре – один из тех, кому поручено вернуть Нотр-Даму его первоначальный облик и былую красоту. Он – страховой эксперт в Le trésor de Notre-Dame (коллекции святых реликвий и произведений искусства, которые находятся в соборе, включая терновый венец Иисуса Христа).
Официально, работа Оноре состоит в том, чтобы оценить ущерб, причиненный пожаром, для страховых выплат. Но чтобы правильно выполнить свою миссию, Мишель должен самостоятельно вычислить стоимость предметов искусства и собрать команду реставраторов.
Читайте по теме
Тайны Нотр-Дам де Пари: мистика в витражах и заговор тамплиеров
«Часто люди ошибочно думают, что наша работа состоит в том, чтобы отрицать возникающие у них претензии, – рассказал Мишель изданию QUARTZ. – Но мы здесь, чтобы помочь. Мы должны в это непростое время сделать максимум, чтобы в дальнейшем все выглядело идеально».
По словам Мишеля, смотреть на сгоревший Нотр-Дам было невыносимо. «Это шедевр, часть моей истории и истории Франции, – говорит он. – Это был трудный психологический момент для Франции и всего мира».
К тому же у Оноре было не так много времени, чтобы предаваться унынию. Еще когда пожарные работали над тем, чтобы остановить пламя, Мишель собирал команду из 30 специалистов по скульптуре, витражам, тканям, живописи, старинным инструментам и многому другому. Они и будут заниматься оценкой состояния сокровищ и восстановлением поврежденного алтаря собора.
Оноре говорит, что благодаря детальному плану, который был «отлично выполнен», и прекрасной работе пожарных, кажется, что 90% сокровищ были спасены.
Тем не менее, внутри собора есть шедевры, вынести которых не было возможности: например, орган или уже упомянутый алтарь. Сам Мишель только в конце прошлой недели смог войти в собор, чтобы оценить масштабы происшествия.
Читайте по теме
От Арно до гендиректора Apple: кто уже пожертвовал деньги на восстановление собора Нотр-Дам
Как рассказывает Оноре, попасть внутрь он хотел еще 17 апреля – спустя два дня после пожара, но это было слишком рано. Мишель был вынужден наблюдать за тлеющим историческим зданием с безопасного расстояния вместе с другими парижанами, многие из которых не скрывали слез. Сам же Оноре говорит, что его команде потребуется несколько дней, чтобы оценит ущерб и разработать план реставрации.
Хотя, надо признать, что каждый предмет или произведение искусства, находящееся или находившееся в соборе, уже подверглось строгой оценке. Правда, наверное, сложно в денежном эквиваленте оценить вещи, которые бесценны для верующих.
Сам же Оноре признает, что его люди провели неплохую работу. Они описали каждый артефакт в мельчайших деталях, в том числе предоставив информацию, где найти специалистов, которые могут восстановить их.
Конечно, не каждый объект может быть восстановлен или заменен. Оноре отмечает, что он очень рад, что терновый венец был спасен. В противном случае, эта святая реликвия исчезла бы навсегда, а вместе с ней – и важная часть христианской истории.
Как признают сами специалисты, сегодня невозможно определить, действительно ли этот венец был на голове Иисуса в момент его распятия. По крайней мере, многие страны претендуют на эту часть истории. В церквях Бельгии и Германии хранятся шипы. В храмах Италии есть несколько шипов, ветви и небольшая часть короны. Епископы в Испании говорят, что у них есть семь шипов терновой короны в трех соборах. В Англии в трех местах есть шипы венка. Еще один – в Питсбурге.
Но теперь можно утверждать со стопроцентной уверенностью: что именно корона Нотр-Дама станет самой легендарной, особенно после пережитого пожара, который едва не уничтожил одно из самых известных зданий в мире. Когда собор будет восстановлен внутри и снаружи, а Оноре и его команда, наконец-то, закончат свою работу, святая реликвия продолжит вдохновлять культурных и религиозных паломников. Как, собственно, это и было на протяжении веков.
«Я верю, что после этой трагедии произойдет ренессанс», – говорил один из служащих собора. С ним действительно сложно не согласиться.