Почти двадцать лет назад он приехал в Украину, чтобы спустя короткое время стать связующим звеном между нашей страной и Ближнем Востоком. В Украине он защитил докторскую диссертацию, строил успешный бизнес и планы на будущее. Добился международного признания: его заслуги отмечали в Евросоюзе, свидетельством чему и ряд европейских наград, в том числе и от Ангелы Меркель. А еще – помогал церквям, занимался благотворительностью. Создавал рабочие места и видел большую перспективу.
Война в Сирии в очередной заставила Элиса взглянуть на жизнь по-другому. Кроме оборванных связей, возросло чувство ответственности за родную страну и город. В интервью PROMAN Ukraine бизнесмен поведал свою невероятную жизненную историю.
– У вас христианское имя, но вы сириец?
– Да, я христианин, православный.
– Как так получилось?
– Я родился в городе Скаиблий – одном из тех, в которых зарождалась вера в Иисуса Христа. Говорю на языке Христа. Христианская вера произошла в том числе и от моего народа. А вера – передается по наследству.
– Ваш город пострадал от войны?
– Очень сильно. Туда зашли боевики ИГИЛ и украли, или разрушили почти все исторические ценности, среди которых и могила ученика Иисуса Христа. Они хотят уничтожить нашу христианскую историю. Там были настоящие зверства. Боевики ловили христиан в возрасте от восьми лет, заставляли поменять веру. Они отказались. 25 человек спалили, повесили на деревьях и ели их мясо. Это просто бесчеловечно.
Многие дома были разрушены. Люди просто убегали из города, потому что невозможно было оставаться. Ну а те, что не разрушили, боевики полностью обокрали.
– ИГИЛ раньше были в Сирии?
– Нет, все эти радикалы приехали в нашу страну. Конечно, внутри страны были свои фанатики, но их не было видно, потому что сирийская власть очень сильная. Но, как оказалось, у радикалов была и есть поддержка из других стран. Приехали боевики из Чечни, Дагестана, Таджикистана, Узбекистана, из многих стран. В Сирии было использовано самое мощное оружие. Слава Богу, что сейчас уже постепенно начинаем восстанавливать страну.
– Страна серьезно разрушена?
– Масштабы не могу передать словами. Надеюсь, что в ближайшее время восстановятся дипломатические отношение между Сирией и Украиной, и я смогу отправлять туда продукцию. Сирии сейчас нужно всё.
Читайте по теме
От ремонта бытовой техники до $125 тысяч в год: история украинского программиста в США
– Как считаете, сколько потребуется времени чтобы всё восстановить?
– Думаю, минимум десять лет. Это минимальные сроки, а может быть и больше потребуется. Дамаск не пострадал, остался таким же красивым городом. В столице очень красивая архитектура, а план и макеты зданий использовали французские архитекторы для застройки Парижа.
Я перевел много денег в Сирию после начала войны. Как и многие христиане. В родном городе сделал много чего. При моем участии строились новые дороги, проводились реконструкцию зданий, дарил квартиры и тд.
– Несмотря на войну у вас остался бизнес в Сирии?
– Три месяца назад восстановил его.
– Сейчас какая ситуация в Скаиблие?
– Уже все спокойно. Сирия практически полностью под контролем Башара Асада. Следующие восемь лет он будет президентом страны.
ОТДАВАЙ И ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗДАСТСЯ
– Как вам жилось в Сирии до войны?
– Все было нормально, не было никаких проблем. В мусульманской стране никто не трогал христиан, они жили спокойно.
– Каким бизнесом занимались?
– Его начинал мой отец. Он очень много работал, чтобы поднять бизнес. Мы считались очень серьезными бизнесменами на уровне Сирии. В начале 2000-х могли каждую неделю отправлять в страну целый корабль арматуры из Украины. Покупал на Криворожстали, около двадцати пяти тысяч тонн в месяц.
Читайте по теме
В будущем будет два типа компаний — быстрые и мертвые: по следам саммита «Бизнес-Тренды 2020» — инсайты, факапы, мнения
– Вы тогда уже жили в Украине?
– Приехал в вашу страну по работе. Покупал здесь продукцию сельского хозяйства и сырье для заводов. Семейная компания – всегда интересно, в какой стране вы бы не жили. Кто-то занимается сельским хозяйством, кто-то – покупкой-продажей. Для того, чтобы бизнес был успешным, нужно учиться. Я очень много учился, параллельно развивая бизнес. Увидев, что наша деятельность приносит хороший доход, начали расширяться и модернизироваться. Раньше покупал в Украине до 80% сельхозпродукции. Иногда – удобрения и другие товары. Отправлял не только в Сирию, но и в страны Ближнего Востока.
– Быстро выучили язык?
– По приезду в Украину сразу начал его изучение. Потом – поступил в институт. Выучился здесь, стал доктором экономических наук. До сих пор финансово помогаю университету, в котором учился.
– Тяжело было защищать диссертацию в чужой стране?
– Я очень много времени уделил учебе, серьезно готовился, писал научную работу. А язык мне достаточно легко дался. Плюс, считаю, если человек хочет чего-то добиться, он должен терпеть и трудиться. После трех месяцев занятий уже понимал русский, а после полугода – свободно общался. Много читал, писал, много работал. Мне не нужен переводчик, ведь сам хочу заниматься своим бизнесом, понимать все детали.
Кроме русского, знаю еще английский, французский ну и арабский с арамейским конечно. В Сирии основной язык – арабский. Сейчас, кстати, в школах начали изучать английский язык, а начиная с третьего класса – французский. Когда я учился, такого не было.
– Украина и Сирия разные по ментальности. Трудно было перестраиваться?
– Я христианин, поэтому было немного легче. Был бы мусульманин, наверное, было сложнее – много нюансов. Конечно, первое время было тяжело, но я преодолел все трудности и сейчас чувствую себя счастливым в Украине.
Перед приездом немного изучал историю Украины, понимал в какую страну еду. Постоянно старался общаться с людьми. Украинцы- прекрасный народ, люди здесь всегда помогут. Украинцы – народ очень добрый и благодарный.
– Вы подчеркиваете свое христианство. Вы очень религиозный человек?
– Не мне об этом судить. В Украине каждый день хожу в церковь. Всегда помогаю украинским церквям, меня все знают. Есть благодарности от украинских церквей.
Читайте по теме
22 года терпения: невероятная история взлета миллиардера Дина Стокера
– Это больше зов души или понимаете, что это необходимо делать?
– Считаю, что человек должен обязательно помогать церкви. Нужно помогать всем, кто нуждается. Перевел много денег сирийцам, которые потеряли здоровье во время войны. Считаю это своим долгом. Если у меня есть возможность, обязан помогать.
В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН
– Вы сказали, что каждый день обязательно посещаете церковь. Что еще входит в ваши привычные ежедневные обязанности?
– Встаю в шесть утра, потому что в семь – уже должен быть в храме. После службы – иду на работу и там планирую свой день. У меня два офиса. Если есть свободное время, стараюсь заниматься спортом.
– Как работается с украинцами?
– Никаких проблем вообще не возникает. Конечно, в бизнесе бывают сложности, но мне повезло сотрудничать с порядочными людьми. Слава Богу, у меня не было конфликтов. Во всем мире в бизнесе бывают какие-то проблемы, и Украина – не исключение. Но здесь проще. В Украине люди добрые и хорошие.
– Быстро привыкли к украинской кухне?
– У вас вкусно готовят. Люблю борщ. Предпочитаю кухню разных стран, но домработница готовит мне блюда из украинской.
В доме со мной живут две немецкие овчарки. Купил их в Дрездене, привез сюда на самолете. Искал породистых, поскольку считал именно овчарок самыми умными собаками. Посоветовали женщину, которая занималась их разведением. Пришлось ехать за ними в Германию.
Есть и алабай, кстати, очень редкого, кирпичного цвета. Таких встретить практически невозможно. Обычно он или белые, или черные.
– Сейчас вы больше времени проводите в Украине или за границей?
– Здесь. У меня есть свои компании в Украине. Раньше, как говорил, покупал в Украине сельскохозяйственную продукцию, заготовки для заводов, удобрения. К сожалению, сейчас уже нет дипломатических отношений между Украиной и Сирией. Это большая проблема, ведь раньше был нормальный оборот между странами. Возможно, новое руководство Украины повлияет на эту ситуацию. Есть все предпосылки, что отношения могут наладиться. Видно, что президент Украины хочет многое чего сделать для страны, и не желает враждовать с другими странами. Он заинтересован в том, чтобы люди приезжали и инвестировали в Украину. Да и в Сирии очень много объектов нужно восстанавливать.
Читайте по теме
Юрист на миллиард: как масштабировать не только бизнес, но и личность, – кейс Евгения Ковтуненко
К примеру, сейчас у меня в Чехии есть компания, которая занимается строительством электростанций и очисткой воды. Плюс, три гостиницы. Работая в этой стране, подписал контракт на поставку в Сирию 1 000 комбайнов из Германии (Клаус). Мы уже начали сотрудничество в этом направлении.
ПРОИЗВОДСТВО – ЭТО БИЗНЕС, ГОСТИНИЦЫ – ИНВЕСТИЦИИ
– Где проще вести бизнес в Украине или в Чехии?
– Если откровенно говорить, то в Украине легче. Здесь намного проще решать вопросы, можно все обсудить с людьми. Украинцы добрые, и с ними легко находить общий язык. В Чехии также, но больше бюрократии. В Украине большую роль играют личные отношения, а в Чехии на это вообще не обращают внимания.
– Гостиничный бизнес рентабельный?
– Это довольно неплохое вложение. Что касается заработков, то с декабря до конца марта бизнес убыточный. Потом с апреля до сентября приезжают туристы. Август – сентябрь – наверное, самые прибыльные месяца, ведь в это время жарко и много туристов.
– В Чехии бизнес начинали с нуля?
– Как сказать. У меня уже был стартовый капитал. Там покупал гостиницы.
– Почему именно Чехию выбрали для своих инвестиций?
– У меня на тот момент были свободные деньги, и просто искал страну, в которой можно вести бизнес. Я зарабатываю деньги и сразу их инвестирую. Доход получается неплохой. Хотел это сделать в Украине, но у вас в стране гостиничное дело пока не так выгодно – еще не тот поток туристов.
– К чему у вас больше лежит душа к гостиничному бизнесу или к производству?
– Однозначно к производству. Гостиницы — это хорошая инвестиция, ведь их в любое время можно продать. Но больше нравится производство.
В УКРАИНЕ ДЫШИТСЯ ЛЕГКО
– В Украине большая сирийская диаспора?
– Очень большая. Может, даже, самая большая. Это исторически так сложилось, ещё со времен СССР. Много сирийцев сюда приезжали на учёбу, потом оставались работать, создавали свои семьи.
– Где вам больше всего нравится проводить время?
– Если честно, мне комфортнее в Украине. Здесь мне легко дышать. У меня хорошие отношения с украинцами, ведь это очень добрый народ. Важно, что мои друзья всегда рядом со мной, чтобы не случилось. Я честен перед Богом и перед людьми, никогда не нарушаю закон. Друзья мне дают очень ценные советы.
– Любимые места в Украине уже появились?
– Киев – очень красивый город, здесь есть куда сходить. Плюс люди культурные и образованные. Конечно, есть и плохие, но так во всем мире. Даже Иисуса Христа не все любят. Это жизнь…
Если узнаю, что это плохой человек, то сразу прекращаю с ним общаться. Продолжаю здороваться, но это уже не мой друг. Если человек положительный, значит он будет моим другом. По-другому никак.
ДЕНЬГИ – ЭТО ХОРОШО, НО КОГДА ПРИХОДИТ ГОРЕ, ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ
– Сейчас вы отдаете деньги на благотворительность, восстановление Сирии, занимаетесь бизнесом в Чехии, Украине. Если в ближайшее время не будут восстановлены дипломатические отношения между Украиной и Сирией, думали, что дальше будете делать?
– У меня есть несколько идей, хочу открыть производство здесь. К сожалению, предыдущая власть нажила себе только новых врагов. Если политическая ситуация будет нестабильной, то и экономика не будет развиваться. Но, чувствую, что все будет нормально. Если ситуация не измениться, буду развивать свое производство.
Читайте по теме
История большого мужества: секреты 33-летнего Колина О’Брэди, который первым пересек Антарктиду в одиночку
– Планировали где будете жить?
– Я еще пока не женат. По делам бизнеса летаю заграницу. Хочу, чтобы моя будущая семья жила в Украине. Есть недвижимость за границей, но рассчитываю остаться в Украине.
Лето провожу в разных странах, там, где тепло. В этом году планирую побывать в Мексике и на Кубе. Мне очень нравится во Флоренции, а также в старых городках Чехии. Люблю проводить время на севере Италии, а также юге Франции.
– Можете вспомнить, когда вы заработали первый свой миллион?
– Нет. Как говорил, родители оставили мне семейный бизнес, а я просто его развивал. У меня достаточно денег, но я материальные ценности не считаю главным в жизни. Я верующий человек, много отдаю на благотворительность. Когда началась война в Сирии, постоянно думал о родных, которые оставались там. Но, слава Богу, все в моей стране налаживается.