Предприниматель, писатель, магистр государственного управления, врач-психиатр Андрей Бабич в колонке для Proman Ukraine рассказал, как меняется личность человека, когда он попадает в большую политику.
Продвигаясь на вершину власти политик выносит туда за собой и тех, с кем начинал свое восхождение. По пути в его окружении появляются новые люди. Все больше информации, в том числе и закрытой, становится доступно ему. Но ослепленный иллюзией знания, он не подозревает, что чем выше становится его положение, тем большим невежеством он окружен. Но тому, кто правит миром, слишком сложно докопаться до истины...
МОЗГ ЧЕЛОВЕКА
Мозг человека – слишком популярная субстанция для изучения в настоящее время. Поэтому приведенный ниже список слов и словосочетаний, описывающих его работу – не полный. Он дополняется даже во время написания этих строк. Его можно пропустить и перейти к следующему абзацу.
Динамическая стереотипия, когнитивные искажения, дефолт система мозга, подсознание, мотивы, комплексы, личность, потребности самоактуализация, Взрослый-Родитель-Ребенок, иррациональные установки, субъективный опыт, убеждения, внутренние конфликты, глубинные мотивы, феномен акцептора результата действия, эго, чувства, социальные роли, мышление, желания, гештальты, память, «Система I» и «Система II», инсайт, привычки, когниции, стремления, эмоции, переживания, стереотипы, бессознательное, автоматизмы, интеллект, экзистенция, внимание, инстинкты, инграммы, самость, квалиа, язык, речь…
Вот что необходимо из этого набора, чтобы понять 50 оттенков серого вещества политика.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Все шестеренки из списка крутятся в середине «черного ящика», внутри черепной коробки, где темно, тихо и сыро. Стоит заметить, что вся эта груда слов – всего лишь фантазмы исследователей, некая модель, созданная в их воображении и упакованная в слова, которые порой не понятны большинству людей, иногда и самим ученым.
Читайте по теме
Мозг — наш сканер: что люди узнают о вас за несколько секунд и как вы можете это использовать
Максимально объективный научный взгляд на психические процессы человека выглядит так:
ЧТО ВНУТРИ?
Мы привыкли представлять себе человеческое существо, как нечто особенное, отличное от всего живого, которому присущи свобода воли, способность мыслить самостоятельно и рационально. Что если доверие к человеческому разуму избыточно? Что если большинство наших решений в большей степени определяются эмоциям и ментальными ярлыками, а не основаны на логике? Что если нам все понятно, а нам все понятно, мы ведь существа мыслящие, но когда приходится контактировать с реальностью всё катится в тартарары?
Эксперименты Бенджамина Либета, Элизабет Лофтус и других ученых свидетельствуют, что сознание – лишь иллюзия, это история, рассказываемая уже после свершившегося. Память избирательно подстраивается под обстоятельства и выводит образы, слепленые из вымысла и взятых урывками воспоминаний, порой, далеких от вспоминаемого события. Свободы воли нет, мы не указываем мозгу что делать, он знает, как поступит человек за 10!! секунд до того, как тот осознает и поймем это. Нам кажется, что мы управляем нашим мозгом. Все как раз наоборот: мы и есть мозг.
Читайте по теме
Юваль Ной Харари: «Люди придумывают истории о богах, нациях и корпорациях, а потом видят в них смысл своей жизни»
КРИВАЯ ЛОГИКА
Реальность для нас с вами неизвестна, это всегда вопрос. Мы все время ее моделируем. Обычно – в виде представлений. А представление – это нарратив, это история. Мы думаем дефолт-системой мозга, той структурой, которая была изначально предназначена для того, чтобы человеческие существа строили отношения с себе подобными. В ней и рождаются истории. Поначалу ученые думали, что дефолт система – это место их генерации. Из нашего детства мы хорошо помним первые из них: «он забрал мою игрушку», «она не даёт мне конфету». Чуть позже: «он стал чемпионом», «она победила на выборах». И как заметил Андрей Курпатов: «Человек лишь слепок социальных отношений, а социальные отношения – это всегда история».
“Мы думаем дефолт-системой мозга, той структурой, которая была изначально предназначена для того, чтобы человеческие существа строили отношения с себе подобными. В ней и рождаются истории”
Ярлыки, которые мы вешаем на других людей – это свернутая история. «Лох» – четкая история, вообще всё понятно. «Красава» – за этим ярлыком есть другая история.
Карл Густав Юнг пошел дальше – он определил нашу жизнь, как уже рассказанную историю. Проанализировав легенды древности, он выделил архетипы – образы, запечатленные в коллективном бессознательном, которые обладают определенными качествами и проживают жизнь, описываемую в этих легендах. Архетипические образы – Атлант, Прометей, Амазонка – как путеводная звезда, указывают нам наш жизненный путь.
У нас есть куча историй о мире, в котором мы живем. Мы знаем, как вырастить ребенка, как поддерживать добрососедские отношения, как противостоять врагу. Люди как правило мыслят этими историями, они перенимают групповое мышление, а не мыслят сами по себе. Юваль Ной Харари указывает на то, что способность мыслить в группах сообща дала нам возможность стать на высшую ступень эволюции. Но она же внесла ограничения. Все, что не соответствует сложившемуся стереотипу нами по большей части игнорируется. В этом есть и положительный момент: групповое мышление и иллюзия знания помогают нам не тратить время на то, чтобы вникать во множество разных вещей, иногда действительно не нужных.
“Групповое мышление и иллюзия знания помогают нам не тратить время на то, чтобы вникать во множество разных вещей, иногда действительно не нужных”
Читайте по теме
Это может перевернуть вашу жизнь! Знаменитый нейрохирург о том, как чтение меняет анатомию мозга
Люди ищут группы, где их мышление принимается и подпитывается. От силы группового мышления не застрахованы даже ученые, допускающие когнитивные искажения, не говоря уже о простых смертных. Наше мышление не только не является рациональным, оно лишь отчасти самостоятельное – заключает Харари.
Язык создает свои ограничения. Для того, чтобы понимать друг друга люди вносят сущности в объекты внешнего мира. Есть некая лошадность у объекта, если он стоит на четыре ногах, имеет соответствующий профиль, ржет, может перевозить всадника или тянуть телегу. По аналогии и у стола, и у стула есть некая сущность столости и стулости. Эта особенность человеческой психики сокращает время на размышления. Он позволяет быстро распознать в лошадности объекта – лошадь. А сделав это, положить на полку в мозгу и сверяться с ним в случае необходимости. Такой же механизм действует и при контакте с людьми. Мы быстро наделяем их сущностью. Эссенциализм присущ не только взрослому, но и ребенку. Еще детьми мы вкладывали душу в свои игрушки – мишек, кукол – и играли с ними, словно с живыми существами. Затем мы проделывали такой же трюк со своими домашними животными и дружили с ними. Мы постоянно создаем конструкции других людей у себя в голове, вносим в них сущности и продолжаем общаться с их образами, а по сути сами с собой.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмем заячью сущность. В таком виде (на фото 1) в ней легко распознать зайца.
Но что, если вокруг этого зайца сделать рамку (фото 2)? И вот перед нами картиночная или фотографическая сущность. Она изменилась. И таких рамок у объектов и людей, окружающих нас, с течением времени возникает тысячи. Они постоянно меняются либо пропадают. Но однажды сформированный стереотип не дает нам повод усомниться. Поэтому реальность, меняя рамки каждую секунду, ускользает от нас.
Читайте по теме
Юваль Ной Харари: «Возможно, мы одно из последних поколений Homo sapiens»
ИЛЛЮЗИЯ ЗНАНИЯ
Мы думаем, что много знаем. При всей сложности мира вокруг, благодаря сформированным стереотипам нам все понятно.Главный парадокс сегодняшнего времени – это очевидность. Нильс Бор когда-то сказал: «Если вы познакомились с квантовой механикой и не пришли в ужас, вы никогда ее не поймете». Мир полон квантовой запутанности, котов, которые то мертвы, то живы. Но наш мозг устроен таким образом, чтобы все упрощать, чтобы на все повесить ярлыки. Чтобы ему все было понятно. Стремление к очевидности и понятности – это самое опасное, чем мы обладаем. Ничего не смысля в биологии и медицине одни политики запрещают опыты со стволовыми клетками, ГМО, клонированием, другие принимают решения бомбить Югославию или вторгаться Ирак, даже не зная, где эти страны находятся на карте. Понимают ли они свое невежество? Оценивают ли его?
КАК РАБОТАЕТ МОЗГ ПОЛИТИКА
Продвигаясь на вершину власти политик выносит туда за собой и тех, с кем начинал свое восхождение. По пути в его окружении появляются новые люди. Все больше информации, в том числе и закрытой, становится доступно ему. Но ослепленный иллюзией знания, он не подозревает, что чем выше становится его положение, тем большим невежеством он окружен. Его советники, соратники и даже спецслужбы также попадают в ловушку парадокса очевидности. Ежедневно находясь в информационном шторме президент или генеральный директор слишком занят чтобы за всем уследить. Тому, кто правит миром сложно докопаться до истины. Юваль Ной Харари называет это черной дырой власти.
И вот наш герой на вершине иерархической пирамиды. Неудачники отсеялись, конкуренты приняли сложившийся порядок вещей, ненадолго, до следующих выборов они умерили свои амбиции. Внизу так много вассалов, готовых исполнить любое желание, выполнить любой приказ. Все ресурсы подчинены воле правителя. В его руках огромная сила. Но как же мучает искушение применить эту силу, вмешаться во что-нибудь. Когда в руках молоток, вокруг мерещатся одни гвозди. Все, кто находятся под своим сюзереном ежедневно видят и ощущают силу власти. Они боятся её. Поэтому ни один политик, взобравшийся на самый верх властной пирамиды, не может быть уверен в том, что ему говорят. А рассказывают ему в основном истории, полные стереотипов и клише. Когда дефицит времени требует сократить общение, в ход идут свернутые истории – ярлыки. При этом подчиненные чутко пытаются уловить настроение своего патрона, чтобы не попасть под раздачу и не вылететь из обоймы, поэтому часто плохие новости так и не доходят до него. Вместо этого, говорят то, что хочет слышать шеф.
Таким образом лидер постоянно находится на развилке двух дорог, где выбор всегда ведет в никуда. Оставаясь на вершине мира, в самом центре власти, он получает ту информацию, из которой выстраивает картину мира, далекую от реальности. Но пытаясь отойти в сторону от центра и бросить взгляд со стороны, он потратит слишком много времени, чтобы установить истину. Возможно, этим обусловлено стремление правителей многократно использовать хорошо работающую вещь или идею до тех пор, пока она не станет причиной катастрофы.
Искусственный интеллект лишен подобных недостатков. Он становится умнее, он становится потрясающе умным. Возможно ему уготована участь справиться с ежесекундным усложнением мироздания.
А что делать нам – людям, Homo с приставкой Sapiens прямо сейчас? Юваль Ной Харари имеет рецепт: независимо от статуса и социального положения, признать свое невежество – советует он.
Но кто на это способен?