Рубрики
Бизнес

Борис Ложкин: «В течение 24 лет я работал шесть, иногда семь дней в неделю, часто по 14-16 часов»

Известный бизнесмен, вошедший в 100 самых богатых людей страны, экс-глава Администрации Президента Украины Борис Ложкин в интервью основателю клуба молодых предпринимателей Young Business Club Андрею Остапчуку рассказал о своем пути к успеху, назвал главную задачу каждого амбициозного предпринимателя, признался, что нужно быть готовым, чем-то жертвовать, поведал о своем знакомстве и партнерстве с украинскими олигархами, а также дал важный совет молодежи. PROMAN Ukraine – собрал самые интересные истории от миллионера.

«МОЯ ПЕРВАЯ ГАЗЕТА ПРИНОСИЛА 60 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ»

Как рассказал бизнесмен, первые деньги начал зарабатывать в 8-м классе, публикуя свои статьи в харьковских изданиях. А первые по-настоящему большие деньги ему принесла простая идея.

«Первые 100 рублей заработал как журналист. Я с 14 лет начал публиковаться в харьковской прессе. Тогда были неплохие гонорары. Самый большой – 60 рублей. Я зарабатывал по 150 рублей, еще учась в школе.

Моей специализацией — я сам ее выбрал – было кино. В советское время посмотреть хорошие качественные зарубежные фильмы было почти невозможно. Но начали появляться видеомагнитофоны, фильмы выходили в прокат. Писал об этих картинах. Брал интервью у звезд того времени – Влада Листьева, Николая Караченцева. Потом начал делать разворот (две страницы – прим. Ред) в газете «Вечерний Харьков», который назывался «КиноОко». Писал два раза в месяц на темы, связанные с кино и телевидением. И всегда мечтал сделать собственный коммерчески успешный продукт. Меня на это вдохновила публикация  романа «Остров Крым» в журнале «Юность». Главный герой – медиамагнат, и он же — главный редактор газеты «Русский курьер». Решил, что хочу с него лепить свою жизнь. И, поскольку специализировался на кино, подумал, что могу сделать собственный продукт. Занялся стратегией.

Читайте по теме:
Украинец создает самое мощное комьюнити молодых бизнесменов в мире

Тогда  коммерческое телевидение только зарождалось. Телеканалы не знали об авторских правах: показывали все, что было на видеокассетах. И, понятное дело, все смотрели эти телеканалы. Мне пришла в голову простая идея: купить эксклюзивные права на публикацию телепрограммы самого популярного тогда в городе канала АТВ. Пришел с этой идеей к владельцу. Он удивился: никто никогда не предлагал ему денег за телепрограмму. Тогда сошлись на сумме в 30 000 руб. в месяц. Когда, пришел за первой телепрограммой, выяснилось, что ее физически не существует. Директор мне сказал: вот комната, там  — видеокассеты, садись и сам делай. Первую недельную программу я действительно сделал сам. Выбрал что-то о ниндзя и из «Кошмаров на улице Вязов».

борис ложкин
Борис Ложкин

Тогда на газете мы зарабатывали 60 рублей в неделю.  Рентабельность составила 1000%. Уникальное время было: цены на бумагу — государственные, а на газету – коммерческие. Мы начинали с розницы: продавали газету через свою сеть. Реализаторы получали 10% от продаж. Себестоимость была 4 копейки,  а продавали мы ее за 50. Иногда в очереди за газетой стояло по 100 человек.

Читайте по теме 
Билл Гейтс назвал четыре главных слагаемых счастливой жизни

Решили продавать в розницу журналы о сексе, кунгу-фу, юмористические издания. Такие издания были в дефиците. Покупали их в Прибалтике, привозили в  Харьков и продавали в три раза дороже. Это был простой бизнес.  Это был первый капитал, на него купили бумагу, которую сами же потом и разгружали. Она весило около 300 кг, и именно из нее была сделана наша первая газета АТВ.

“Если есть возможность не привлекать партнера, не делайте этого. Просто потому, что на партнера вы будете тратить время, которое можете тратить на свой бизнес”

Дальше стало интереснее. Для экспансии мы привлекали партнерское финансирование. История с партнерами – отдельный пункт. Есть люди, которые могут работать с партнерами: к ним я отношу себя. А есть те, кому лучше работать без них. Это не плохо и не хорошо — просто два разных профайла. Из общего скажу: если есть возможность не привлекать партнера, не делайте этого. Просто потому, что на партнера вы будете тратить время, которое можете тратить на свой бизнес.

«ДЛЯ УКРАИНСКИХ ОЛИГАРХОВ ПРИБЫЛЬ, КОТОРУЮ ПРИНОСИЛИ МЕДИА ДАЖЕ В САМЫЕ УСПЕШНЫЕ ГОДЫ, БЫЛА «НИ О ЧЕМ», ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, ЧЕМ ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ»

Как рассказал Ложкин, ему легко удавалось договориться с самыми богатыми людьми страны, поскольку он занимался исключительно бизнесом и никогда не обещал того, чего не мог выполнить или достичь.

“После кризиса 1998 года, владельцы российской «Комсомольской правды» приняли решение продать свой украинский бизнес. Тогда они делили собственность с группой «Приват». У нас было много друзей в российских медиа и они говорили: «Покупайте, у вас там один конкурент – Коломойский. Он хочет выкупить остальные 50 %». Говорили, что незаинтересованы в покупке доли, потому что считали бизнес дотационным и невыгодным. А мы купили. А потом как партнеры познакомились с Боголюбовым.

Читайте по теме 
Как стать высокооплачиваемым профессионалом: три простых совета от Уоррена Баффета

Каждый раз все было ситуативно. Мы говорили правду о текущей ситуации, относились ко всему как бизнесу и не играли в политические игры. Мы не работали на политические силу, не состояли в партиях, среди нас не было никаких народных депутатов. Хотя при желании они могли появиться… В общем, мы были абсолютно прозрачными и корректными с партнерами. Да, были огрехи и неудачные проекты. Но 80% того, что делали, выполняли с перевыполнением задуманного. И самое главное: никогда не обещали золотые горы, если знали, что их не будет.

Борис Ложкин

Дело в том, что украинские олигархи не воспринимали медиа как бизнес. А, если ты не относишься к чему-то как к бизнесу, прибыли не будет. Менеджеры хорошо это чувствуют.

“Если ты не относишься к чему-то как к бизнесу, прибыли не будет. Менеджеры хорошо это чувствуют”

К примеру, если ты к этому залу относишься как к месту времяпрепровождения, так это и будет. Оно может быть хорошим и не очень. Если  говоришь: “Ребята, минимум 100 тысяч или миллион в месяц, или в год этот зал должен приносить», то всё уже по-другому начинает работать.  А если говорить: «Ребята, та этот зал никогда не будет прибыльным. Я докладываю свои деньги, чтобы тут мы могли встречаться, иногда потанцевать», – то результат будет плачевным. Вот к медиа-бизнесу относились именно так.

Кроме этого, для них  прибыль, которую приносили медиа даже в самые успешные годы, была мизерной, по сравнению с той, которую генерировали другие бизнесы. Если  занимаешься чем-то, ставишь цели и идешь к ним, то обязательно достигнешь.

Читайте по теме 
Хороший урок: текст первой вакансии в Amazon, которую Безос опубликовал 24 года назад

С Ринатом Ахметовым диалог начался даже без непосредственного общения с ним, а с разговоров с его менеджерами. Мы столкнулись в момент покупки одного из интернет-порталов, будучи конкурентами в приобретении актива. В процессе борьбы, говорим: «Ребята, зачем мы сейчас голову морочим? Мы цену поднимаем. Давайте купим это вместе и будем вместе это драйвить». Поначалу они отнеслись к такому предложению с подозрением. Но мы убедили их, что у нас было много партнерств, в том числе с  братьями Суркисами, Боголюбовым, Коломойским, Порошенко… Все они отзывались о нас как о корректных бизнес-партнерах, кроме как бизнесом ничем не занимавшиеся. Это всегда волновало олигархов в медиабизнесе. У Ахметова, кстати, команда менеджеров была хорошо бизнесориентированна: настоящие профессионалы. Договорились сотрудничать, но работали с ним недолго»».

«ПЫТАЮСЬ НАЩУПАТЬ ТОТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МИЛЛИАРДНУЮ КОМПАНИЮ»

По словам Ложкина, за Forbes ему пришлось выдержать нешуточную конкуренцию, а проект для его бывшей компании стал успешным лишь по одной причине.

«Не могу говорить о стоимости тех договоров. Во-первых, точно не помню цифру, во-вторых, – это коммерческая тайна. Но это недешевая история. Скажу так: если бы какой-то очень богатый человек решил купить Forbes, в то время, когда это сделали мы, и выполнял бы все в соответствии с американскими стандартами, — не уверен, что этот проект был бы успешным у него. Благодаря нашей синергии с дистрибуцией, бэк-офисом, продвижением, для нас проект стал успешным.

Но если говорить о медиа-бизнесе, то всё так и работает. Нужно большое портфолио для большой рыночной силы. Продажа рекламы – туда же. У нас же было много изданий на рынке.

Думаю, что требования для получения франшизы Forbes не изменились. Тогда не ее получение мы потратили много времени, как и на франшизу Vogue и еще несколько других из нашего портфолио.

Как правило, нужно быть достаточно серьезным и заметным игроком на рынке медиа, показать свой профессионализм, объяснить, почему именно ты лучший партнер. У UMH group были три или четыре серьезных конкурента, один из них – российский. Это была непростая борьба.

борис ложкин

Но мы показывали свои дополнительные преимущества и действительно выигрывали у всех: по возможностям продвижения продукта, дистрибуции, команде. Было сложно: около трех лет мы основательно занимались этой франшизой.

Ключевые требования владельцев издания – надежность партнера и финансовая сторона. Есть отдельный набор редакционных требований. Их еще называют «китайской стеной» между редакцией и менеджментом для обеспечения независимой журналистики. Мы ее обеспечили. Да, есть стандартные требования к продукту: он должен быть определенного формата, полиграфического качества, сайт должен быть сделан по стандартам. Но это уже специфика».

Читайте по теме 
Илон Маск: «При первом знакомстве Джобс показался мне фриком»

Как отметил бизнесмен, после продажи UMH group, он пару месяцев просто отдыхал от дел. Правда, сумму, вырученную от сделки, Ложкин назвать отказался. «Эти деньги приходились не только на долю моей компании –у нас было много партнеров. Я отдыхал. После окончания сделки месяц-полтора передавал все дела и ни разу не заезжал в офис UMH group. Не потому, что там не рады были меня видеть, – против никто бы не был. Просто решил, что этот отрезок жизни пройден и начался другой. Первые пару месяцев думал о будущем, а не о прошлом».

Рассказал Ложкин и о своей мечте. «Сегодня мы смотрим на небольшие проекты, уже приносящие деньги, которые могут выйти на ЕBITDA в 10 миллионов плюс. Моя отдельная сверхцель: нащупать бизнес, который может превратиться в миллиардную компанию. Если в первом случае можно купить долю в существующем бизнесе, улучшить его, возможно, с кем-то слить и продать, то компания на миллиард – другая история. Пока я вторую задачу не решил».

«НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ БИЗНЕСМЕНОВ, СОЗДАВШИХ УСПЕШНЫЕ ИСТОРИИ, У КОТОРЫХ НЕ БЫЛО БЫ ТОЧНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ»

По словам Ложкина, самое важное для любого бизнесмена – умение правильно ставить цели и идти к ним, несмотря ни на что. А еще – способность «зарядить» этой задачей своих партнеров и сотрудников.

«Мой первый совет бизнесменам – ставить правильные цели. Когда мы думали о миллиардной капитализации, это не просто взбрело мне в голову. Вначале моей целью было строительство успешной большой медиакомпании. Сначала должен быть предмет – то, что вы хотите делать. Я вообще не верю в такие истории, когда успех приходит к людям, которые просто хотят заработать.  Хотя знаю таких, и они бывают успешными, правда до определенного уровня. Я никогда не задумывался о том, какую сумму буду зарабатывать. Думал о том, какую компанию хочу построить. Потом начали появляться различные финансовые консультации, банкиры, задававшие вопросы: «Куда вы идете? Покажите ваши показатели? Как вы растете?». Начал размышлять об этом, о мотивации мнеджеров. Другими словами, — о предмете, который надо максимально точно идентифицировать. Сначала была цель стать самым большим изданием в Украине. Потом – самой большой издательской группой. Затем – самой крупной мультимедийной компанией без телевидения. Так и двигались. Параллельно начали появляться более точные финансовые цели. Так вот, целеполагание – очень важная штука. Но оно должно быть таким, в которое вы верите. Вы не можете сказать: «Миллиард, может половина». Половина может получиться, но обстоятельства могут складываться по-разному: кризис произойдет, сектор выберете не тот. Вы реально должны верить в то, что делаете. Я верил, что мы построим самую большую компанию в СНГ стоимостью миллиард плюс. Но кроме веры, естественно, важна работа.  Я всегда работал шесть дней в неделю, иногда семь. Часто по 14-16 часов. Фактически 24 года. С 1989-го, когда начал заниматься бизнесом, до 2013-го. В первый раз нормально съездил в отпуск, дней на 10-14, году в 2006-м. Это, безусловно, издержки. Но никто не обязывает ставить такие цели, можно – другие.

борис ложкин

Я не жалею об этом. По знаку зодика я – Весы. По характеру такой, что если поставил цели, то должен к ним идти или снять с повестки дня. Это вопрос амбиций. Есть очень амбициозные люди, их мало на Земле – 0,5-1,0 %. Но важно понимать, что жертвы неизбежны. Они есть, и к ним нужно быть готовыми. Достижение цели выше $50 или $40 тысяч долларов в месяц в плане счастья человека и его удовлетворения, по данным исследований, значения не имеют. Говорю о том, что супербогатые люди, пользующиеся личными яхтами или самолетами, – я к ним себя не отношу, – считают всё это средствами поддержания бизнеса. Но особого счастья они не приносят. Для счастья не обязательно строить миллиардную компанию.

“Для счастья не обязательно  строить миллиардную компанию”

Никогда не видел бизнесменов, создавших успешные истории, у которых не было бы точного целеполагания. У кого-то оно было качественно описано на бумаге, у кого-то – в голове. Но оно было. А бывает общаешься с топ-менеджерами амбициозных проектов, а они не могут сформулировать, куда идут. Люди должны видеть, что вы готовы на всё в рамках законодательства, чтобы достичь цели. В цель нужно верить и мыслить глобально. С другой стороны, нет ничего невозможного. Не стоит стесняться больших целей. Если внутри есть амбиция, не нужно бояться ее раскрыть».

Total
18
Shares
Поделиться 18
Tweet 0
Pin it 0