Два небольших эксперимента, проведенных в Ираке и Индии показывают, что все существующие противоречия в обществе – надуманы, а разрешить их можно достаточно просто: поставив общие цели и выделив ценности, которые важны для каждого.
В 1954 году, когда судебный процесс в США решением Верховного суда, признавшим противоречащим конституции раздельное обучение чернокожих и белых школьников, психолог Гордон Олпорт предложил идею, которую он назвал теорией «социального контакта».
По его словам, если две разные демографические группы будут взаимодействовать в условиях, в которых они имеют равный статус, получив общие цели и поддержку со стороны властей, их чувства друг к другу будут более положительными. По мнению психолога, критически важно соблюдение этих условий, ведь взаимодействие в антагонистических ситуациях может только усиливать стереотипные убеждения.
За 60 с лишним лет теория «социального контакта» была предметом более 500 исследований. К примеру, специалисты изучали расовые отношения в школах с белыми и южноазиатскими учениками в Великобритании. Наблюдали за тем, меняется ли отношение белых спортсменов к чернокожим во время пребывания в одной школьной или университетской команде. Выясняли, становится ли у людей меньше предрассудков к инвалидности, если они проводят больше времени с людьми с ограниченными возможностями. Но результаты были разными, как и условия подобных исследований. Возможно, до появления новой работы.
ФУТБОЛ И РЕЛИГИЯ
Ее автор – Сальма Муса – аспирантка политологического факультета Стэнфордского университета, после падения ИГИЛ вместе с коллегами отправились в столицу иракского Курдистана Анкаву, чтобы создать с нуля футбольную лигу. Все дело в том, что многие футбольные команды города, да и жизнь в целом разделены по религиозному признаку: христиане, оказавшиеся здесь из-за ИГИЛ, не хотят общаться с мусульманами, считая, что все они разделяют убеждения Исламского государства, пишет издание QUARTZ.
Муса и ее коллеги случайным образом выбрали 14 любительских мужских футбольных команд, каждая из которых была основана перемещенными христианами-иракцами, пригласив их во вновь созданную футбольную лигу. Стимулов было несколько: хорошие поля, профессиональные арбитры и призы трем лучшим командам.
В каждой приглашенной команде было по 10 футболистов, но, по регламенту турнира, всем им нужно было взять еще по четыре игрока, рекомендованных организаторами.
В число семи случайным образом отобранных команд были включены четыре футболиста-мусульманина (суиты). В состав остальных вошли футболисты-христиане. Турнир стартовал в конце марта 2017 года и закончился спустя два с половиной месяца.
«Сначала у участников было слишком много предубеждений. Христианские игроки часто говорили: «Вы не можете доверять мусульманам» и громко жаловались, если мусульманский футболист опаздывал», – рассказывает Муса. Но спустя некоторое время исследователи заметили, что грани недоверия между мусульманами и христианами стираются.
Читайте по теме
Все проблемы — в голове: репродуктолог раскрыла необычный психологический эффект
Уже на пятой неделе турнира, когда выяснилось, что футболисты-мусульмане из одной команды оплачивают такси, чтобы добраться на игру, их коллеги-христиане быстро согласились помочь покрыть расходы, несмотря на то, что сами зарабатывали слишком мало. К концу эксперимента капитаны несколько команд выступили с предложением «смешать» все коллективы. Были предложения разрешить всем мусульманским командам вступить в Лигу. А во время финала Лиги чемпионов игроки-христиане пригласили своих мусульманских товарищей по команде посмотреть игру вместе, без каких-либо подсказок со стороны исследователей.
Эксперимент был признан очень удачным. Муса в дальнейшем серьезно расширила свой проект до трех лиг, в которых участвуют более 450 человек. Турниры стартовали в конце августа 2018-го.
КРИКЕТ И КАСТЫ
Впрочем, футбол – не единственный случай подобного рода экспериментов. В северном индийском штате Уттар-Прадеш Мэтт Лоу – аспирант в области экономики, который скоро получит докторскую степень), пригласил более 1 200 человек для участия в лиге крикета. Его целью стала задача определить, как социальные контакты влияют на кастовые отношения в Индии. Участники эксперимента представляли три широкие касты на основании утвержденных правительством определений.
Читайте по теме
Психологи назвали главный секрет счастья и душевного равновесия
По словам Лоу, кастовая дискриминация очень распространена в штате Уттар-Прадеш: «37% высших каст открыто признают свою неприкасаемость, а в деревнях обычно наблюдается явная социальная, семейная и географическая кастовая сегрегация». По его словам, члены высших каст избегают физического контакта и ограничивают использования общественных объектов и услуг с представителями низших каст.
Лоу пошел по тому же принципу, что и Муса, воздав смешанные команды из представителей разных каст.
Результаты эксперимента были обнадеживающими: по окончанию эксперимента участники смешанных команд, говоря о выборе партнеров на следующий турнир, говори о желании видеть в своем коллективе представителей других каст. Причем, количество таких игроков составило 62%.
«Все вышло далеко за пределы поля, – говорит Лоу. – Выяснилось, что если у меня есть товарищи по команде из другой касты, я не только подружился с ними, но и получил больше шансов познакомиться и общаться с представителями других слоев общества».
ЛАБОРАТОРИЯ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
По словам Мусы, несмотря на огромное количество различных исследований, их результаты не были подкреплены практикой. «В лабораториях было множество открытий, но они на самом деле не работают в полевых условиях», – говорит специалист.
Конечно, подобные эксперименты сопряжены с проблемами. Как говорит Лоу, одна из тренировок едва не завершилась дракой: спортсмены хотели побить судью. В результате, пришлось внедрять новый процесс отбора арбитров.
Читайте по теме
Впервые президентом Словакии избрана женщина: вдохновляющая история Зузаны Чапутовой (фото)
Но главное достоинство экспериментов, проведенных Лоу и Мусой состоит в том, что они не зависят от финансов и ресурсов. А поступки и мотивация людей продиктованы исключительно общечеловеческими ценностями.
Впрочем, некоторые специалисты все еще сохраняют определенный скептицизм. По их мнению, все дело в условиях. К примеру, во время исследования проведенного в прошлом году, специалисты составили 16-недельный курс обучения для малоимущих христианских и мусульманских мужчин в северной Нигерии. Некоторые из классов были смешанными, а некоторые были однородными. Авторы обнаружили, что контакт не привел к «существенным изменениям в предубеждениях».
Конечно, существуют различия между общим классом по компьютерной подготовке и участием в одной спортивной команде; но все три исследования были рандомизированными экспериментами, предназначенными для проверки одной и той же концепции.
По словам Мусы, «возможно, эффект, полученный от спорта, очень контекстуальный». Исследователи пока не могут понять, существует ли какой-либо определенный тип контакта или конкретное состояние, которое универсально эффективно для уменьшения предрассудков. Однако, даже эти простые эксперименты дарят человечеству небольшую надежду…