Когда в 2013 году Norwegian Air Shuttle запустила бюджетные рейсы в Америку, это заставило авиационную отрасль вновь взглянуть на сегмент рынка, который многие эксперты считают коммерчески вычурным: недорогие полеты на дальние расстояния. Шесть лет спустя компания решилась на очередной революционный шаг.
Пока трудно сказать, окупилась ли игра. Баланс авиакомпании слабее, чем когда она обслуживала только рынки ближнего зарубежья. Конкуренты, которые рискнули пойти на такой шаг – WOW Air и Primera Air – потерпели крах. Тем не менее, норвежский Boeing 787 Dreamliners по-прежнему ежедневно пересекает Атлантику, стремясь увеличить рентабельность без ущерба качеству.
Основатель компании Бьёрн Кьос уже отошел от дел, передал контроль над фирмой молодым руководителям, включая своего сына Ларса, пишет Forbes. И первое решение новой команды выглядит не менее амбициозным или преобразующим, чем шаг Кьоса-старшего: Air Shuttle приняла решение инвестировать в криптовалютную биржу Norwegian Block Exchange (NBX), которая должна открыть свои виртуальные двери в следующем месяце. По задумке бизнесменов, криптовалюта должна стать наиболее привлекательным платежным каналом для норвежских рейсов, ускоряя неизбежный крах старой банковской системы мира.
Читайте по теме
33 лучших программистов тестируют новую криптовалюту Facebook: Украина – в числе первых стран
Более того, авиакомпания считает, что переход на цифровую валюту сократит расходы и освободит ее от мертвой хватки финансовых посредников. Биткоин может стать сердцем совершенно новой экосистемы».
NBX будет запущена в сентябре, что даст возможность пользователям обменивать бумажную валюту на цифровую.
«Теперь мы можем сами установить стандарты, – говорит один из руководителей Air Shuttle. – Мы можем определить порог безопасности для каждого клиента. Кроме того, владея NBX, мы можем легко интегрировать ее, чтобы переход от мира бумажных денег к цифровым был для нас беспроблемным».
ПРИБЫЛЬ
К четвертому кварталу этого года коммерческое решение NBXPay позволит клиентам покупать авиабилеты напрямую с помощью криптовалюты. Норвежский банк либо конвертирует средства в норвежские кроны мгновенно, сводя к минимуму подверженность волатильности криптовалюты, либо сохраняет баланс в долларах в качестве оборотного капитала.
Авиакомпании обычно оплачивают комиссию за транзакции в размере от 1,5% до 2,5% при бронировании с помощью кредитной карты. Банки-посредники затем удерживают процент от выручки, чтобы покрыть риск требований по возвратным платежам, возникающих из-за отмены или переноса рейсов. В случае с Air Shuttle, удерживаемая сумма постоянно росла из-за опасений по поводу финансового состояния авиакомпании, что вынуждает ее искать дополнительное финансирование.
Читайте по теме
«Криптовалюта позволяет заработать на колебаниях курсов более 30% прибыли внутри дня»
«Почему мы должны ждать наши доходы, а затем заставлять владельцев кредитных карт и компании, выпускающие эти самые карты, получать или терять большой процент, ничего не делая, – говорит Лассе Сандакер-Нильсен, глава норвежского отдела коммуникаций Air Shuttle. – Вот почему авиакомпания действительно заинтересована в новом подходе: такой шаг даст нам возможность быстро получить прибыль».
УДОБСТВО
Впрочем, прибыльность – далеко не единственная причина. По мнению аналитиков, авиационная отрасль уже давно созрела для инноваций блокчейн. А главное: базы данных, имеющие высокую степень защиты и такой же уровень доверия, принесут огромную пользу в отслеживании багажа, груза, а также для проверки личностей пассажира и экипажа.
Другое дело, что даже несмотря на рост интереса к отрасли, количество пассажиров, действительно желающих или способных платить криптовалютой, остается низким. В настоящее время считается, что менее трети одного процента населения мира владеет биткойнами. Это делает стимулирование канала платежей главным приоритетом для Air Shuttle и NBX.
«В какой-то момент, когда технология станет более зрелой, вы будете использовать блокчейн и даже не заметите, что пользуетесь им. Но прямо сейчас, в начале, вы определенно будете об этом думать. Но когда вы поймете, насколько это удобно, вы забудете о бумажных деньгах», – утверждают создатели биржи.
ЭКОНОМИЯ
При этом в Air Shuttle обещают финансовую выгоду и клиентам. Отсутствие посредников, «умные контракты» и многие другие фишки сулят покупателям хорошие перспективы.
«Вы кладете эквивалент 5 евро из своего кошелька в умный контракт. Страховщик в этом случае вносит, скажем, 40 евро. В контракте написано, если рейс будет отменен или задержан, то 45 евро достанутся вам. Когда вы приземлитесь, средства будут в вашем кошельке. А учитывая нашу легкость обмена, вы можете получить выплаты в долларах», – говорят разработчики.
«NBX станет глобальной, поэтому одна из стратегий заключается в том, чтобы следовать по стопам авиакомпании, – утверждают в Air Shuttle . – Мы уже довольно сильны в Европе, но планируем завоевать рынок США. Мы присутствуем в Южной Америке и Азии. А значит – у нас отличная база пользователей».
Читайте по теме
Как живет советник по криптовалютам: путешествия, закрытые VIP-вечеринки и круглосуточная работа
Хотя NBX не будет получать официальную банковскую лицензию, она планирует развернуть процентные кошельки, используя растущую популярность децентрализованных финансовых услуг.
Ну а сам 73-летний Бьёрн Кьос пока лишь улыбается. «Он считает, что банки и компании, выпускающие кредитные карты, станут следующими Kodak», – говорит Сандакер-Нильсен. Учитывая опыт и знания человека, который построил империю на развалинах унаследованных европейских авиакомпаний, эту аналогию не следует воспринимать слишком легкомысленно.