Connect with us

Бизнес

Гордость Украины: ГП «Антонов»

Опубликовано

,

Государственное предприятие «Антонов» в рекламе не нуждается, не так много в Украине компаний способных производить уникальную по мировым меркам продукцию. Непревзойденные транспортные самолёты «Руслан» и «Мрія» стали визитной карточкой украинского авиапрома, установив 270(!) мировых рекордов. В 1952 г. предприятие было перенесено из Новосибирска в Киев, где генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, по сути, заново организовал завод и конструкторское бюро. Именно в Киеве удалось собрать мощный коллектив конструкторов и специалистов, создавших самолеты, покорившие мир.

IMG_5325

ГП «Антонов» расположено недалеко от метро «Нивки» и занимает огромную площадь, какую именно нам не сказали – это секретная информация. Первое впечатление, когда попадаешь на территорию режимного предприятия – контраст между советским промышленным дизайном и обилием молодых лиц. Здесь кипит жизнь, и работает много молодёжи, несмотря на то, что костяк коллектива составляют специалисты с 30-40-летним стажем.

Все, с кем мы общались, от простых рабочих до руководителей компании, говорят о своей работе, заводе и самолётах с искренней гордостью и энтузиазмом. Чувствуется, что люди здесь не просто «ходят на работу», а занимаются любимым делом. Подобной удивительно мощной атмосферы созидания нам не доводилось встречать ни на одном предприятии. Наверное, самолёты создают особенные люди, по крайней мере, самолеты серии Ан.

С 90-х предприятие переживало тяжёлый период развала советской инфраструктуры, замороженные проекты, минимальное государственное финансирование, многочисленные атаки со стороны российских структур и украинских недоброжелателей. Но «Антонов» выстоял! Во многом благодаря сплоченному коллективу и транспортной компании «Авиалинии Антонова», много лет являющейся основным источником финансирования госкомпании. Семь «Русланов» и «Мрія» – главный транспортный авиапарк компании и гордость украинского авиапрома – востребованы во всем мире и продолжают «кормить» предприятие.

В 2015 г. на завод пришла новая управленческая команда во главе с президентом компании Михаилом Гвоздевым. ГП «Антонов» стало частью концерна «Укроборонпром», и первоочерёдное задание для новой команды – это увеличение объёмов производства и продаж авиационной техники. Вместе с Гвоздевым на предприятие пришли молодые менеджеры, имеющие успешный опыт в сфере бизнеса и промышленности.

Мы встретились с первым вице-президентом ГП «Антонов», Александром Коцюбой, который ведёт оперативное руководство компанией, чтобы из первых уст узнать, как сегодня живёт прославленное предприятие.

IMG_5139

Сегодня в руководство  компании пришли  новые  люди с опытом работы в бизнесе,  в то же время осталось много  руководителей, конструкторов, работающих ещё с советских времен. Как удаётся организовать работу команды специалистов со столь разным опытом?

– В этом году государственное предприятие «Антонов» отметит своё семидесятилетие. В далёком 1952 г. Олег Константинович Антонов приехал в Киев с 18 молодыми инженерами. «Что ты сможешь с ними построить, – недоумевала жена и соратник Антонова Елизавета Шахатуни, – они же все птенцы неоперившиеся». Олег Константинович тогда ответил: «Из этих птенцов вырастут настоящие орлы». Так и случилось. Самолеты Антонова давно пережили своего создателя, но до сих пор многие из них остаются непревзойдёнными. Никто не смог создать машин лучше легендарного, первого в мире крупнофюзеляжного самолёта Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан» или Ан-225 «Мрія».

Но нужно идти дальше. Времена меняются, необходимо развивать работу авиационной отрасли в новых экономических условиях. Это основная задача для современной команды менеджеров, работающих сегодня на предприятии. Мы должны найти достойное применение потенциалу, имеющемуся в коллективе. А основой организации взаимодействия в нём является то, что мы, несмотря на разницу в возрасте и опыте, делаем общее дело, у нас одна цель – сохранить компанию «Антонов», сохранить за Украиной статус авиационной державы.

Скажите, существует ли  возможность воссоздать  «Мрію-2»,  работы над которой были остановлены много лет назад?

– «Мрія» может быть только одна! А если серьезно, то это весьма дорогостоящий проект, который государство Украина пока не в состоянии профинансировать. В своё время АН-225 «Мрія» был частью весьма амбициозной советской космической программы, свернувшейся с распадом Союза.

Но «Мрія-2» может быть построена. Для второго Ан-225 у нас есть фюзеляж (корпус), крылья, хвостовая часть, центроплан. Практически всё, кроме внутренней «начинки». К сожалению, оснастка для сборки самолёта не сохранилась. Но дело не только в этом, вторую «Мрію» нужно строить в соответствии с новыми авиационными стандартами. А это – новые комплектующие, новые системы. По сути, это новый самолёт!

Но мы готовы, ждём инвестора и $3-4 млрд..

Предприятие  проходило через многочисленные реорганизации в 2000-х. Расскажите, что такое ГП «Антонов» сегодня, какие подразделения входят в компанию?

– Государственное предприятие «Антонов» – это, прежде всего, конструкторское бюро, на базе которого работает опытное производство; Серийный завод, Лётно-испытательный комплекс, авиакомпания «Авиалинии Антонова». Социальный блок: базы отдыха, детские сады, детские оздоровительные комплексы – лагеря, поликлиника, спортивный комплекс и подсобное сельское хозяйство.  Кроме того, у нас два аэродрома: один – здесь, на улице Туполева, а второй – в Гостомеле, где проходят лётные испытания и базируются самолёты нашей авиакомпании, в том числе – легендарные «Русланы» и «Мрія».

Компания «Антонов»  – не единственное предприятие, производящее грузовые самолёты.  Какие предприятия в мире можно назвать её конкурентами  в этой нише?

– Возможно, это нескромно, но я искренне разделяю мнение, что  Аны – «короли» мирового транспортного неба. В мире  всего несколько компаний, строящих транспортные самолёты, в том числе такие гиганты, как  «Боинг» (Boeing), «Эрбас» (Airbus),  поменьше – «Бомбардье» (Bombardier), «Эмбраер» ( Embraer).  Тем не менее компания «Антонов» имеет наибольший опыт в этом сегменте. Только мы можем предложить целую линейку транспортников грузоподъемностью от 2,5 до 250 т. Такого спектра большегрузов нет больше ни у кого в мире.

В отношениях ГП «Антонов»  с государством  есть какие-то изменения?

– Авиастроение – дорогое удовольствие. В мире всего семь стран, и Украина входит в их число, имеющих свою национальную марку самолёта. Во всех крупных авиастроительных компаниях мажоритарный акционер – государство. «Эрбас» – правительство Франции, «Боинг» – Министерство обороны США.  Все основные авиазаказы формируются государством, выступающим главным лоббистом интересов своих авиапроизводителей.

«Самолётами торгуют президенты», — говорят во всем мире, в свою очередь, мы делаем всё, чтобы наверстать упущенное и подключать государство к решению вопросов отрасли. Из последних договоренностей – договора на производство и поставку трёх самолетов Ан-148 для Минобороны.

Самолет Ан-178  вызывал оживлённый интерес на выставках во Франции, ОАЭ.  Чем этот самолёт так привлекает внимание, ведь в отличие от «Русланов»  – это  транспортный самолёт среднего размера, выпускаемый многими производителями?

– Год назад, в мае, он впервые поднялся в небо, сейчас проходит лётные испытания, но его появление уже наделало много шума во всём авиационном мире. Он успел побывать на двух крупнейших авиационных выставках, и я могу с уверенностью сказать, что он привлёк к себе большое внимание. Сейчас мы готовим его к Берлину и Лондону.

Имея грузоподъемность 15-18 т, он занимает определенную, практически свободную нишу на мировом рынке. Его ближайшие конкуренты могут перевозить 12 и 20 т. При этом Ан-178 – типичный «антоновец», выносливый и неприхотливый. Кроме персональных преимуществ этой модели самолёта: перевозить практически все виды пакетированных грузов, включая габаритные морские контейнеры, – он взлетает и садится с неподготовленных, в том числе грунтовых полос аэродромов, что особенно нравится заказчикам из Африки и Азии. Кроме того, конструкция задней рампы и комплекс бортового оборудования обеспечивают его автономную эксплуатацию, т.е. позволяют загружать габаритные грузы без применения специального аэродромного оборудования.

Самолеты серии Ан выпускали и в других городах бывшего СССР – Новосибирске, Ташкенте. В Ульяновске производили легендарные «Русланы». Почему сегодня российский авиапром  не в состоянии самостоятельно реализовать производство  грузовых самолетов?

– Если говорить о бывшем СССР, то самолёты в то время создавались в широкой кооперации. Например, в постройку «Руслана» были вовлечены сотни предприятий союзных республик. Однако ядро – конструкторское бюро самолетов серии Ан –находилось в Киеве. После развала Союза мы работали с российскими предприятиями на основе лицензионных договоров на условиях кооперации. От продажи построенных самолётов мы получали роялти.

До возникновения конфликта между нашими странами мы пытались реализовать программу запуска в серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70 и модернизированных вариантов «Руслана». Но они так и не были воплощены в жизнь. Документация на эти самолеты осталась у ГП «Антонов». А без неё производство невозможно. Это касается и продления ресурса эксплуатируемых самолётов.

Насколько интересна работа в ГП «Антонов» для выпускников профильных вузов, как предприятие подбирает и растит кадры, как мотивирует сотрудников?

– У нас много молодых специалистов, работающих увлеченно и с энтузиазмом, настоящие умницы. К нам на работу ежегодно приходят выпускники технических вузов. Кроме того, у нас на предприятии есть филиал Национального аэрокосмического университета имени Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт», авиационный техникум, ведётся производственное обучение для школьников старших классов. На ГП «Антонов» выпускники получают необходимый объём знаний и опыта, и, к сожалению, есть проблема переманивания их иностранными компаниями.

Мы стремимся дополнительно стимулировать молодежь к профессиональному и карьерному росту. При назначении на должности стараемся отдавать приоритет молодежи, воспитываем собственных менеджеров в «Школе молодого руководителя», сейчас создаём молодежную организацию, представители которой будут работать в каждом подразделении и давать своё видение по развитию предприятия. В планах – возрождение института наставничества.

Зарплаты на государственном предприятии – невысокие и ограничены законодательно. Выпускник вуза, без опыта работы, получает 5-7 тыс. грн., но мы стараемся найти способы дополнительно мотивировать ребят. Уделяем много времени, чтобы создать комфортный социальный пакет для молодых специалистов. Предоставляем общежитие, премии и социальных выплаты при заключении брака и рождении детей, отдых в нашем санатории и много другое.

Какие планы компании на ближайшие годы? СМИ сообщали о переговорах с Саудовской Аравией, Индией. Что можно предпринять для повышения эффективности работы ГП «Антонов»?

– Что касается Саудовской Аравии, то к концу этого года мы должны завершить постройку прототипа нового турбовинтового транспортника – самолета-демонстратора Ан-132. После этого планируется его модификация, и создание совместного предприятия на территории Саудовской Аравии по серийному производству этих самолетов.
Ан-132 – это «ребёнок» самолета Ан-32, уникальный по своим характеристикам с фирменной «антоновской фишкой» – способностью базироваться на неподготовленных и высокогорных аэродромах. За неприхотливость, трудоспособность и главное – умение  «нырять» в узенькие ущелья глубиной до 6 тыс.м и приземляться на площадках на высоте 4 тыс. м над уровнем моря индусы дали ему прозвище «Серебряный конь».
Ан-132 – это значительно модернизированный, по сути,  новый самолет с лучшими техническими характеристиками. От предшественника он отличается и по конструкции, и по составу оборудования, например, на нём устанавливается авионика американской фирмы Хоневелл(Honeywell), канадские  двигатели. Он может производиться в различных вариантах – и в транспортном, и для выполнения специальных задач, например, для перевозки и эвакуации больных и раненых самолёт может быть оборудован медицинским оборудованием.

Меморандум с Индией – начало совместной работы по  продвижению региональных пассажирских самолетов Ан-148, Ан-158 с перспективой по транспортному Ан-178.

А общая перспектива развития выглядит следующим образом: серийное производство наших самолётов в широкой международной кооперации (без России), освоение новых рынков продаж – страны Азии, Африки и Латинской Америки, создание мощной сервисной инфраструктуры самолётов серии Ан и транспортные перевозки.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер Правительства Российской Федерации, в своё время заявлял, что Россия должна любыми путями получить контроль над компанией «Антонов», а в крайнем случае переманить лучшие кадры. Как Вы считаете, это возможно?

– Более верных и преданных своему делу людей, чем антоновцы, я не встречал. Говоря современным языком,  лояльность к компании «Антонов» очень высокая, образцовая. В отделе кадров можно найти много трудовых книжек,  имеющих  только одну запись, сделанную ещё во  времена бывшего СССР.  При этом  наши сотрудники работают по всему миру, ведь у каждого человека – своя судьба,  но какие бы ни были времена,  костяк коллектива всегда остаётся  здесь, и они все – антоновцы!

Беседовал: Александр Шмаков

Читать дальше
Click to comment

Leave a Reply

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бизнес

Названы неожиданные причины, почему китайцы редко ездят в Украину

Опубликовано

,

Пока Китай собирается инвестировать в Украину в рамках глобальной стратегии “Новый шелковый путь”, гражданам поднебесной вьезд в нашу страну усложнен получением визы. О том, почему Украина — пока непопулярный туристический маршрут для китайцев, эксперты рассказали на II Украинском форуме “Шелкового пути”.

Стремительно развиваясь, КНР расширяет зоны влияния, инвестируя миллиарды в другие страны. Китай готов вкладывать деньги, и эти деньги у него есть. “Из имитатора Китай за 10 лет достиг такого уровня, что перегнал Австралию и догоняет Германию”, — рассказывает советник министра экономического развития и торговли  Елена Балбекова.

Одно из направлений привлечения китайских денег — туризм, так как граждане КНР любят путешествовать. За 2016 год 122 млн. китайцев ездили за границу. В странах пребывания они потратили $220 млрд. Из всей массы туристов Украину посетили всего 20 тыс. гостей из Китая. Такие цифры озвучила глава подкомитета Верховной Рады по вопросам туризма, народный депутат от «Объединения «Самопомощь» Анна Романова

Хотя и это мизерное количество должно вызывать оптимизм, так как, по словам Анны Романовой, 2016 год оказался пиковым по уровню посещения китайцами Украины.

Украинский форум «Шелкового пути», Киев, 16 ноября 2017

По мнению народного депутата, есть три основные причины, из-за которых китайцы предпочитают для своих путешествий другие страны. Во-первых, у них ограниченный доступ к информации о ресурсах Украины: туристических, инвестиционных и прочих.

Во-вторых, неудобный визовый режим с Украиной. При том, что в страны Европейского Союза они ездят свободно. И, в-третьих, в Украине отсутствуют условия конкретно под китайцев, под их понимание мира.

“Новый шелковый путь” — это инициатива Китая, проект, который предполагает инвестиции в более чем 100 стран. Согласно  информации Ирины Никорак, основательницы и исполнительного директора Украинской Ассоциации Шелкового пути, за последние  три года было создано 56 зон экономического развития в 20 странах, 180 тыс. рабочих мест и инвестировано более $50 млрд. в страны, которые находятся вдоль Шелкового пути.

Для определения места Украины в этом процессе 16 ноября в Киеве прошел II Украинский форум “Шелкового пути”, который также является и площадкой для знакомства и переговоров представителей политических и бизнес кругов обеих стран.

Читать дальше

Бизнес

Названы профессии, под которые Британия откроет 2000 рабочих виз

Опубликовано

,

Автор:

Великобритания намерена в два раза увеличить число доступных рабочих виз для талантливых ученых и разработчиков и довести их количество до 2000.

Тем самым британские власти хотят минимизировать экономический и репутационный ущерб от выхода Лондона из Европейского Союза (Brexit). Напомним, этот процесс должен завершиться до конца марта 2019 года, сообщает kfund-media со ссылкой на Reuters.

Brexit ограничит свободу перемещений граждан ЕС между континентом и Британскими островами. В Соединенном Королевстве опасаются, что это может лишить Лондон статуса европейского хаба для технологических стартапов и IT-гигантов.

Вместе с тем технологические гиганты не боятся стремления Великобритании выйти из ЕС: Facebook, Google, Amazon и Snapchat планируют открыть в Лондоне свои представительства ради привлечения новых талантливых кадров.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй гарантирует, что и после Brexit страна останется открытой для бизнеса, особенно для IT-компаний.

В рамках программы развития технологий британское правительство также выделило $26 млн на внедрение в работу госорганов новейших разработок, в частности искусственного интеллекта.

Читать дальше

Бизнес

Философский секрет успеха: как принципы Конфуция помогают преуспевать китайским бизнесменам

Опубликовано

,

Автор:

Известность философа, мудреца и мыслителя Древнего Китая –  Конфуция  – огромна. Созданное им учение превратилось в своеобразную государственную религию Юго-Восточной Азии, где проживает  почти половина населения Земли. Политическое сознание народов этого континента  базируется на народном конфуцианстве – традиции, исходящей из «Четверокнижия» («Сы шу» –  свода конфуцианских канонических текстов, оказавших огромное влияние на духовную культуру Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и Сингапура и считавшихся основой классического  конфуцианского образования) и других книг.

Сегодня в Китае возник особый тип «конфуцианских бизнесменов» ( жу шан) – людей, которые ведут свои дела строго на основе принципов Конфуция, проявляя при этом себя как интеллектуалы, знатоки культуры и истории.  Они устанавливают справедливые цены, финансируют социально значимые мероприятия, помогают школам, ведут особый, «правильный» образ жизни и поддерживают государство. Такое течение «конфуцианских бизнесменов» стало особенно популярным на юге Китая, в том числе и в Гонконге.  Причём не каждый предприниматель может объявить себя «конфуцианским бизнесменом», необходимо, что бы само общество признало его статус. Тем не менее, если вы в беседе назовете своего китайского партнёра настоящим «конфуцианским бизнесменом» да к тому же «человеком культуры» – «вэньжэнь» (), это будет расценено как тонкая и умелая похвала.

Конфуций  (551-479 гг. до н. э.), его имя –  латинизированная версия  имени Кун  Фу-цзы (учитель Кун). Традиционное утверждение, что он родился на 27-й день восьмого месяца по лунному календарю,  было поставлено под сомнение историками, но 28 сентября всё еще широко отмечается  в Восточной Азии как день его рождения. Это –   официальный праздник, «День учителя», на Тайване. Этот мыслитель  считается  первым  китайским   философом.     Известно,  что  сначала  он  был  низшим чиновником в  государстве Лу,  позже,  в  течение  ряда  лет,  странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни посвятил ученикам,  их обучению и упорядочению и редактированию  некоторых  классических  книг  (цзин). 003

Конфуций известен как первый учитель в Китае, который хотел  сделать образование  для народа в широком смысле и сыграл важную роль в создании искусства преподавания как призвания и способа жизни. Перед Конфуцием аристократические семьи нанимали  репетиторов, что бы воспитывать своих сыновей , обучая их конкретным  искусствам. Он был первым человеком, который посвятил  всю свою жизнь обучению и преподаванию в целях преобразования и улучшения общества. Конфуций считал, что все человеческие существа могут извлечь выгоду из самостоятельного образования. Он торжественно провозгласил программу – гуманитарные науки для потенциальных лидеров, открыл двери обучения для всех, и определил процесс не только как обучение, приобретение знаний, но и их применение на практике.

В течение многих десятилетий Конфуций пытался активно участвовать в политике, желая поставить его гуманистические идеи на практике через правительственные каналы.

Большой  авторитет и почти обожествление он  приобрел в эпоху  династии Хань и вплоть  до новейшего времени почитается мудрецом и первым учителем.

Мысли  Конфуция  сохранились  в форме  его  бесед  с  учениками. Записи изречений Конфуция  и  его  учеников в книге  «Лунь юй» («Беседы и  суждения») являются  наиболее  надежным  источником  для  исследования  его  воззрений. Конфуций,  обеспокоенный разложением общества,  сосредоточивает  внимание на воспитании  человека  в  духе  уважения  и  почтительности  по  отношению  к окружающим, к обществу.  В его социальной  этике  личность является личностью не «для себя», но для общества. Этика Конфуция понимает человека в  связи  с его  социальной  функцией,  а  воспитание – это  подведение  человека   к надлежащему исполнению этой функции.

Изначальное  значение  понятия  порядок (ли)  как  нормы   конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу (1046-770 гг. до н.э.) Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок у него устанавливается благодаря  идеальной   всеобщности,  отношению  человека   к  природе  и,  в частности,  отношениям  между   людьми.  Порядок  выступает   как  этическая категория, включающая также правила  внешнего поведения – этикет.  Подлинное соблюдение  порядка   ведет  к  должному  исполнению   обязанностей. «Если благородный муж (цзюнь цзы)  точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то  люди между четырьмя  морями являются его братьями».  Порядок  наполняется  добродетелью (дэ), принадлежащей  благородному мужу:  «В  частном поведении он  вежлив,  на  службе – точен,  человечен  и справедлив к людям».

pekin

Такое исполнение функций  на основе порядка с необходимостью приводит к  проявлению  человечности (жэнь). Человечность – основное  из  всех требований, предъявляемых  к  человеку.  Человеческое  существование  является настолько социальным, что оно не может  обойтись без следующих регуляторов:

а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;

б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в зависимости от  семейного, а  затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип  сыновней  и  братской  добродетели (сяо ти). Социальные  отношения являются параллелью  отношений семейных. Отношения подданного  и  правителя, подчиненного и начальника такие же, как отношения сына  к отцу и младшего брата к старшему.

Для  соблюдения субординации  и  порядка  Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны  с онтологическим*  пониманием истины,  чем  Конфуций  специально не  занимался. Человек должен  поступать так, как велит  порядок и его положение. Исправное поведение – это  поведение  с  соблюдением  порядка  и  человечности,  ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются  в  том, что выгодно».  Таков  путь  (дао) образованных, обладающих нравственной силой (дэ)  и которым должно быть  вверено управление обществом.
2014_03_05_04_005

Начиная с 2004 года в зарубежных странах были учреждены институты имени древнекитайского мыслителя Конфуция – некоммерческие организации, целью которых является преподавание китайского языка и распространение китайской культуры.

Помимо языковых курсов институты Конфуция проводят курсы китайской медицины, единоборств ушу, китайской кулинарии, профессиональной подготовки и другие.

По состоянию на конец 2014 года в 127 странах и регионах мира работали 476 институтов Конфуция и 851 учебная аудитория Конфуция в начальных и средних школах.

В мире, и в частности в странах ЕС, уже насчитывается 61 страна, которая включает китайский язык в систему государственного образования, а число людей, изучающих китайский язык по всему миру, достигло 100 млн человек, или в 4,3 раза больше, чем 10 лет назад.

За этот период в институтах трудились 100 тыс. специалистов-преподавателей, добровольцев и управленцев. Для 100 с лишним стран институты подготовили 200 тыс. преподавателей китайского языка. Была учреждена «Премия института Конфуция».

За 10 лет в институтах Конфуция были проведены около 100 тыс культурных мероприятий, участниками которых стали 50 млн человек. В Китай были приглашены 140 тыс. преподавателей, учащихся и ректоров иностранных вузов более чем из 120 стран, 500 тыс учеников и студентов из 100 с лишним стран приняли участие в конкурсе на знание китайского языка среди иностранцев «Мост китайского языка».

В Украине открыты 3 института Конфуция — при Киевском, Луганском и Харьковском университетах. Финансирует мероприятия китайское правительство. По словам посла КНР в Украине на открытие Харьковского института Конфуция ( декабрь 2014 г. ) было выделено около $ 100 тыс.

*Онтология – учение о сущем.

Текст: Александр Шалыминов

Читать дальше
Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна