Connect with us

Авто

Экзамен, спасающий жизни. Что нужно пройти, чтобы получить водительское удостоверение в Норвегии

Опубликовано

,

В Украине уровень смертности от ДТП – один из наиболее высоких в Европе. С 2011 года в нашей стране произошло 170 тысяч автомобильных аварий, в которых погибло почти 27 тысяч человек.

Среди причин могут называться плохие дороги, необустроенные дорожные переходы и так далее. Но не меньше аварий происходят из-за отсутствия культуры вождения и владение водительскими правами людьми, которым велосипед доверить страшно, не то, что автомобиль.

В Норвегии права не купишь, зато надо запастись деньгами на психолога, который понадобится после окончания автошколы. Большие пластмассовые лоси, масло на дорогах, проведение показательных аварий с участием манекенов и опыты по физике – только часть из того, что увидит начинающий автомобилист.

Украинец, живущий в ОслоАлександр Седышев поделился своим опытом получения прав в Норвегии. После его рассказа понимаешь, почему аварий в этой стране меньше, а пьяные мажоры не устраивают гонки, сбивая людей. Публикуем его пост без изменений.

Все заново

В автошколах Норвегии используют множество тренажеров. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Расскажу немного об опыте получения водительских прав в Норвегии.

В Норвегии использовать украинские права можно всего три месяца. Потом сдавай и теорию, и практику с нуля. Поначалу мне это очень не нравилось. Во-первых, это дорого, это очень дорого, это неприлично дорого. Во-вторых, это занимает несколько месяцев.

В общем, поворчал немного, что-то вроде: «Чем вам наши права не нравятся?», «Три месяца значит умел водить, а тут вдруг разучился?». Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут. И я пошел в школу. Поначалу было немного завышенное мнение. Мол, дайте я вам покажу, что умею водить – и отстаньте от меня. Но никто такой опции не предоставляет. Все заново от А до Я.

Про теорию рассказывать особо не интересно. Читаешь, заучиваешь и сдаешь. Экзамен — 45 вопросов. Можно сделать 7 ошибок. Все без проблем.
А вот практика — это конечно… есть, о чем написать. Целая наука! Расскажу о том, что запомнилось.

Первая медицинская помощь

На занятии рассказывают, что нужно делать в случае, если ты стал свидетелем аварии. Кстати, если ты проехал мимо аварии и не остановился помочь – тюрьма и лишение прав. Были подобные случаи.

На уроке зазубривают наизусть алгоритм. Увидел аварию. Остановился. Надел жилет. Вышел. Поставил треугольник. Убедился в безопасности места аварии от новых аварий. И только после этого бежишь, осматриваешь пострадавших.

Это не ограбление, а урок в норвежской автошколе. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Звонишь 113. Существует даже мобильное приложение с одной большой красной кнопкой. Нажимаешь, и служба уже видит, где ты находишься на карте и т.д. Службе нужно ответить всего на три вопроса. Как тебя зовут, где ты находишься и сколько пострадавших (если они в сознании, то на что они жаловались). И все!

Я думал, что нас будут учить оказывать первую помощь. Не было этого. Считается, что неопытный человек чаще может навредить, чем спасти (помогать только в исключительных ситуациях). Скорая помощь приезжает очень быстро, на это и рассчитано. А сам лучше не лезь. Кстати, сам был свидетелем, как пробка на дороге рассасывалась по сторонам, давая проехать «скорой помощи» посередине.

Практика

Потом после теории была практика. Разделились на две группы. Одни разыгрывали пострадавших в машине, а остальные училась спасать. Нужно было оперативно выполнить все шаги выученного алгоритма действий. Расспросить пострадавших что болит, а потом позвонить в скорую.

Были постоянные «косяки», казалось бы, в элементарных вещах и приходилось повторять несколько раз. Например, одна из основных причин смертей в авариях – внутреннее кровотечение. Если человек жалуется на боль в животе и просит пить, то пить ни в коем случае не давать.

Если человек без сознания – мы учились фиксировать правильно голову чтобы освободить дыхательные пути. Ну и кучу еще разных нюансов. Очень познавательно.

Вождение на скользкой дороге

Существуют специальные оборудованные площадки, где дороги измазаны маслом для скольжения.

Сперва учились чувствовать на своей шкуре, как это, когда машину заносит и что нужно для этого делать. Например, на одном повороте при 40 км/час я проехал нормально, а уже при 45 км/час – вынесло с полосы на встречку. У водителей был специальный пульт, с помощью которого на дорогу выезжал из кустов пластмассовый лось, человек или машина.

Не каждый день увидешь на дороге пластмассового лося. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Нужно было вовремя среагировать и объехать. Повторяли много раз на разных скоростях. При определенной скорости, ты уже понимал, что не успеваешь среагировать и сбивал условного лося или человека. Или наоборот, успевал крутануть руль, но тебя заносило и терялся контроль над управлением.

Постепенно после N-ной попытки начало получаться. Практиковали скользкие поверхности на подъеме и на спуске. И многое другое. 
Засекали за сколько секунд машина разгоняется до 80. Для того, чтобы уметь определять, сколько у тебя есть времени, чтобы выехать со второстепенной дороги на главную и никому не мешать.

Уметь рассчитывать дистанции до ближайших машин. Стоит выезжать или все же не успеешь и лучше пропустить. 
В Конце даже дали попробовать, (больше для развлекухи) полицейский разворот — мне понравилось).

Наглядные примеры

Зачем нужен ремень безопасности. Имитировали столкновение. Садились в макет салона машины, пристегивались. Машина под углом (приблизительно 25-30 градусов) съезжала по рельсам (пару метров) и резко останавливалась. Ощущения были очень неприятные. Резкий рывок туловища вперед и ремень прямо впивался в туловище.

Лучше разбить голову манекена, чем свою. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Потом спросили, мол, как вы думаете, с какой скоростью вы ехали. Я подумал, что ну точно километров 60, а оказалось всего лишь 10 или 15. Еще раз повторюсь – при резкой остановке было очень неприятно, что уж говорить о более высоких скоростях.

Подголовники. Показали с помощью макета на пружине, что происходит с головой во время столкновения авто с подголовником и без него. Очень наглядно.

Наука

Немного науки. Чем масса отличается от веса. Иными словами, вес твоей головы в покое одно, а вес в движении гораздо больше, в разы. Дали подержать макет головы (приблизительно 5 кг). Становились на различные специальные весы – сколько ты весишь при 30 км/час, при 60 при 90. У меня и за тонну зашкаливало)

Во время движения вес тела больше. Facebook Aleksandr Sedyshev

Поиграли в куколки. Нужно было показать инструктору, что ты умеешь усаживать ребенка в детское кресло. И вообще, умеешь с креслом работать. Не умеешь – учись прямо сейчас. Вместо ребенка была кукла. Да и с куклой легче. Настоящий орал бы наверняка и уссался бы еще. Учились правильно крепить велосипед сзади машины. Тут это очень популярно.

Езда в темное время суток

Показывали на примерах, играясь с ближним и дальним светом, как хорошо видно человека в темной одежде и в светоотражающем жилете. Показывали на разных скоростях различные комбинации. Вроде ты это все знаешь и читал, и видел. Но все равно преподаватели знали, как наглядно показать еще раз, казалось бы, очевидные вещи. В некоторых школах даже использовали манекен в темной одежде, который сбивали (для всех сидящих это был сюрприз, кроме инструктора конечно же).

Выводы такие: Ночью в темном не ходить. Носить светоотражающие брелоки и жилеты. Кстати, все поголовно и носят. Надевают на собак. Велосипедистов даже оштрафовать могут.

Другие нюансы

Несмотря на всю мою самоуверенность и браваду, что, мол, чего меня учить, я и так уже столько лет водил машины. Но «щемили» меня преподаватели будь здоров. Заставляли переучивать и выполнять до совершенства любые мелочи и отучали от вредных привычек.

Особые трудности были даже с такими элементарными вещами как помеха справа (порой в Норвегии это тяжело определить), круговые движения, как своевременно перестраиваться, уметь анализировать дорожную ситуацию заранее и т.д. И так раз за разом. Дорожная обстановка новая, непривычная.

Учись или плати

Я концентрируюсь на чем-то одном, но упускаю из вида другие вещи. Так как каждое занятие очень дорогое, то садился и просматривал видеоролики, прогонял все эти ситуации еще раз в голове, чтобы уже в следующий раз у инструктора к тебе не было замечаний и тогда тебя допускали к следующему уровню.

Тренируемся на куклах. Фото: travel.skybuffer.com

Велосипедисты тоже люди

Совсем не было привычки к тому, что здесь везде есть велосипедные дорожки и что велосипеды тоже люди (т.е. равноправные участники движения). Я очень часто забывал проверять их наличие или отсутствие. Раз машин нет, то можно ехать. А что это за хруст? Ах да, про велосипедиста я забыл) Но тут так нельзя.

Были и смешные случаи. Я всегда знал, что у инструктора две педали (тормоз и сцепление). В один день, когда я особо и не жал на газ, машина вдруг резко стала набирать скорость. Через секунду я конечно сообразил в чем дело, но эта секунда стоила мне седых волос. Оказывается, у инструктора тоже есть педаль газа)

Тоже интересно то, что тут заставляют думать не только о машинах, которые впереди, но и о задних тоже. Т.е. если сзади едет редиска, который ни фига не соблюдает дистанцию, то это и твои проблемы тоже. Ты должен своими маневрами исправить эту ситуацию (но не так как у нас это делают).

Дети и природа

Понравилось, как учат школьников. Маленькая девочка, стоявшая перед пешеходным переходом, не спешила переходить и ждала «зрительного контакта» с водителем, и лишь убедившись, что водитель на нее посмотрел. Оба друг друга видят — она начала переходить пешеходный переход.

В Норвегии большое внимание уделяется заботе об окружающей среде и количеству выбросов выхлопных газов. Расходуй бензин экономно! Соответственно нужно уметь ездить на правильной скорости, лишний раз не выжимать сцепление (с этим у меня были большие проблемы), использовать нужную скорость, резко не тормозить и не газовать. Инструкторы об этом помнят и постоянно говорят. В теории кстати тоже попадаются вопросы на эту тему.

Штрафы за превышение скорости. На 5 км/час — 90 баксов и так далее, может достигать 1300 баксов. Красный свет тоже около штуки баксов.

Экзамен

Сам экзамен автоматизирован. Выбираешь на сайте время и место. Бронируешь и идешь сдаешь. Экзамен проходит полтора часа со всеми парковками, обгонами, и т.д. В течении всего экзамена экзаменатор постоянно что-то записывает на планшете.

Ошибки делятся на мелкие, средние и грубые. Тебе предоставляется потом полный отчет о твоем вождении, все замечания и комментарии. В результате тебе говорят сдал или нет. Водительские права приходят через день, по почте, конвертом.

Такое должно быть только материалом в автошколе. Фото: travel.skybuffer.com

Эпилог

Кстати первые два года вождения самые «стремные» – при любом серьезном нарушении – права забираются и заставляют проходить и теорию и практику заново. А я уже говорил, что это неприлично дорого и долго. Поэтому эти два года должен ездить тише воды, ниже травы. Можно вообще два года подождать) Потом уже наказания помягче.

После того, как получил права — чувствуешь себя как как выжатый лимон. И устал, но и доволен, что это издевательство наконец-то закончилось.

Читать дальше
Click to comment

Leave a Reply

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авто

Audi создает умную систему зарядки электромобилей от солнечных панелей

Опубликовано

,

Автор:

Немецкая автомобилестроительная компания разработала экосистему энергетических продуктов, в которую входят электромобили, системы хранения энергии и солнечные панели. Новая программа Audi уже проходит испытания в Ингольштадте и Цюрихе.

Компания Audi совместно со швейцарским стартапом Ampard тестирует виртуальные электростанции — умные системы распределения электроэнергии, рассчитанные на владельцев электромобилей и солнечных панелей. В экосистему Smart Energy Network входит домашний аккумулятор и подключенные к нему фотоэлементы, пишет Хайтек.

Разработанное Ampard ПО позволяет управлять расходом солнечной энергии и направлять ее на различные нужды. Например, на зарядку электрокара, систему обогрева или на работу домашних электроприборов. В комплексе все устройства формируют умную энергосеть, которая позволяет экономно распределять электроэнергию. «В результате владельцы фотоэлементов больше задействуют солнечную энергию и при этом сокращают затраты на электричество», — поясняет Audi в пресс-релизе.

Читайте по теме:
Топ-10 украинских стартапов 2017 года: сенсационный электробайк и фотокамера из картона

Одновременно с этим «виртуальные электростанции» подключены к общей сети. Благодаря этому все пользователи энергосети расходуют и получают электричество более сбалансировано — без резких скачков и чрезмерных нагрузок. Пока Smart Energy Network тестируют в нескольких домах в Ингольштадте (Германия) и Цюрихе (Швейцария).

Читайте по теме:
В Киеве запустили первый в Украине скоростной зарядный хаб для электромобилей

В компании отмечают, что запуск нового сервиса — это попытка выйти за рамки традиционного подхода к автомобилям. Участие в экосистеме делает электромобиль не только средством передвижения, но и инструментом для распределения энергии. Такой же подход ранее представила компания Tesla, которая уже давно не называет себя автомобильной компанией и не использует слово Motors в названии. Компания Илона Маска еще в 2016 году признала электромобиль частью энергетической системы, в которую также входят системы хранения энергии Tesla Powerwall и солнечная кровля Tesla Solar.

Однако Tesla не единственный конкурент Audi на новом сегменте рынка. Свои энергетические решения за последний год также представили Mercedes-Benz, BMW, Renault и Nissan.

Читать дальше

Авто

BMW выпустит конкурента Tesla Model 3 с запасом хода 700 км

Опубликовано

,

Автор:

Компания BMW активно включилась в разработку электромобилей и уже запланировала выпуск целой линейки моделей. Самая ожидаемая из них — iNext — должна стать прямым конкурентом Tesla Model 3. Как сообщает Electrek, BMW заявила, что запас хода iNext составит невероятные 700 км.

В немецкой компании ставят под сомнение способность Tesla производить Model 3 в нужном объеме по цене $35 000. По мнению представителей BMW, именно iNext займет нишу, на которую претендует Model 3. Ранее сообщалось, что новая модель, основанная на концепте Next 100, будет обладать высокой степенью автоматизации и запасом хода до 500 км. Новая цель в 700 км намного амбициознее.

Читайте по теме:
Крепость на колесах: самые безопасные автомобили 2017 года

BMW умалчивает, на каком стандарте основан этот диапазон. Чаще всего компания использует стандарты NEDC, что может в итоге давать завышенные цифры. Если это так, то увеличение запаса хода iNext будет неплохим, но не выдающимся — особенно с учетом новых технологий, которые неизбежно появятся к 2021 году, когда и предполагается запустить в производство новый электрокар.

Читайте по теме:
Они великолепны! 10 самых красивых автомобилей 2017 года

Если же оценка будет основана не на NEDC, то улучшение станет значительным. Чтобы достичь его, BMW нужно будет использовать новый тип батареи с повышенной плотностью энергии. Другой вариант — установка более крупного и тяжелого аккумулятора — менее эффективен.

Читайте по теме:
Появилось первое видео от владельцев Tesla Model 3: электромобиль в деталях

Как стало известно, BMW и Daimler будут продавать автомобили по подписке. Ежемесячная абонентская плата будет покрывать платежи за владение машиной, а также страховку и техобслуживание. Подписка позволит сменить автомобиль раньше, чем кредитные программы.

Перевод: Хайтек

Читать дальше

Авто

Почему машина не заводится в мороз: "золотые" советы по эксплуатации автомобиля зимой

Опубликовано

,

Автор:

Настоящие морозы, которые приходят в Украину обычно в середине января, заставляют автомобилистов столкнуться с рядом новых проблем. И основная из них (помимо гололеда) – проблемы с двигателем автомобиля, который после простоя на морозе не хочет заводиться. Самая «горячая» тема морозных дней в любом офисе – кто завелся, а кто согревался в общественном транспорте.

Автомобиль, который считается дорогим удобством, при очень низкой температуре для многих становится источником головной боли и причиной многочисленных неприятностей.

В автосервисах с середины января добавляется работы: десятки замороженных автомобилей с диагнозом, как правило, одним на всех.
В том, что автомобили не заводятся, по словам специалистов, часто виноват не мороз, а сами водители. Ведь большинство автомобилей рассчитаны на работу вплоть до минус 30-ти градусов мороза…

Причины же отказа двигателя могут быть разными: плохой бензин или проблемы с его подачей, некачественное масло, слабый аккумулятор или неисправность стартера, нарушение регулировок системы зажигания.

Первое, с чего рекомендуют начать специалисты — заменить быстро густеющее на морозе летнее или же просто старое масло на новое, желательно «синтетику». К примеру, масло с индексом 0w или 5w менее вязкое при низких температурах. Советуют также заменить фильтры и поменять старые или загрязненные свечи зажигания.

Читайте по теме:
Крепость на колесах: самые безопасные автомобили 2017 года

Если с маслом все в порядке, причина отказа двигателя может быть в аккумуляторе подержанного автомобиля. Если летом аккумулятор работал нормально, то зимой да еще и на морозе его мощности не хватает. Поэтому лучше его подзаряжать или «прикуривать» от аккумулятора у соседа по гаражу или стоянке. Если же автомобиль хранится на холодной стоянке, как вариант, можно отключать минусовую клемму аккумуляторной батареи.

Для разогрева аккумулятора перед стартом также советуют несколько раз моргнуть «дальним светом», дав батарее возможность нагреться. Для карбюраторных автомобилей перед их запуском можно на несколько секунд включить габаритные огни, а потом также на несколько секунд фары.

Когда аккумулятор в порядке и заряжен, а мотор не прокручивается, причина отказа двигателя заводиться может быть в стартере. Если аккумуляторные провода и клеммы горячие и контакт провода с клеммой аккумулятора не окислился, скорее всего, придется ремонтировать стартер, который не дает нужной мощности для прокрутки промерзшего двигателя. В случае же, когда стартер крутит, а мотор все равно не заводится, советуют обратить внимание на свечи. Мастера по ремонту автомобилей отмечают, что при морозе заливает свечи. В иномарках до наступления холодов следует поменять оригинальные свечи, если они эксплуатировались на пробеге более 10 тыс. км. К сожалению, многие марки бензина содержат ферроценовые присадки (с оксидами железа), которые приводят к сокращению срока службы свечей.

Еще одна причина того, что автомобиль не заводится — плохой бензин. Его у нас чаще всего разбавляют двумя способами: либо более дешевым топливом с меньшим октановым числом, либо водой. Летом езда на разбавленном водой бензине грозит «стуком» клапанов и небольшой потерей мощности. Однако при морозе двигатель на смеси бензина с водой просто не заведется.

Существует также много «народных» методов оживления замерзшего автомобиля: завести, как говорят, «с толкача» или подлить в двигатель эфир. В сильные морозы многие водители на ночь для более легкого запуска двигателя заливают прямо в горловину для масла 100-200 мл бензина и на 2-3 минуты заводят мотор. Топливо перемешается с маслом, которое становится жиже, и утром стартеру легче крутить мотор. Специалисты к этим ухищрениям относятся, как медики к знахарям. Шансы завестись мотор такими способами равны шансам испортить его.

Есть еще один «кулибинский метод» запуска двигателя при условии установки в автомобиле механической коробки передач. Поворачивая ключ зажигания, нужно выжать сцепление, избавив стартер от дополнительной нагрузки. В этом случае стартеру не придется проворачивать первичный вал в коробке передач (ведь масло в коробке на морозе также загустевает и для поворота первичного вала потребуются дополнительные усилия).

После того как автомобиль завелся, не следует отпускать педаль сцепления сразу, подержите ее еще 20-30 секунд, а затем медленно отожмите. В любом случае, даже если авто не заводится, крутить стартер дольше 10 секунд не советуют. Лучше подождать несколько минут, а потом попробовать еще раз.

Читайте по теме:
Как не потерять управление автомобилем на мокрой дороге: эти лайфхаки должен знать каждый водитель

Во время запуска холодного двигателя рекомендуется следить за лампочкой аварийного давления масла. Если она загорается, двигатель необходимо заглушить, дать ему постоять, а затем попробовать завести снова. Не стоит слишком усердствовать: специалисты автосервиса считают, что запуск двигателя в сильный мороз изнашивает его примерно так же, как 300-500 километров пробега.
Помочь завести мотор могут также специальные аэрозоли, которые впрыскиваются во впускной тракт автомобиля.
Во время морозов не стоит забывать и о ветровом стекле, и стеклоочистителях, которые имеют свойство примерзать к стеклу. Поэтому перед тем. как включить зажигание, стоит проверить, выключен ли стеклоочиститель. Перед тем же, как его включить, нужно проверить, не примерзли ли щетки к стеклу.

Забота о ветровом стекле может быть выражена также в его обдуве в течение нескольких минут холодным воздухом. Правда, потом придется немного подождать, пока со стекла не испарится конденсат. Обогрев же стоит включать после того, как прогреется двигатель. Использовать стеклоомыватель рекомендуют только вместе с жидкостью с температурой замерзания ниже, чем температура воздуха за окном автомобиля, и прогрев предварительно лобовое стекло.

Читайте по теме:
Любимцы СТО: топ-10 водительских ошибок, которые убивают автомобиль

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ 

Напоследок несколько советов о мойке автомобиля зимой. Многие водители считают, что это совершенно ни к чему. Придет оттепель и тогда можно будет спокойно помыть авто без экстрима.

Однако, специалисты утверждают, что мыть автомобиль зимой необходимо также как и в любое другое время года. Правда, делать это нужно в случае крайне необходимости, но это не дань аккуратности: грязь, смешанная с реагентами и солью, которыми посыпают дороги, разъедает кузов автомобиля. Кроме того, в зимне-осенний период коррозии особенно подвержены выхлопная система, литые колесные диски и радиатор. Поэтому мойка автомобиля хотя бы раз в 1-2 недели просто необходима. Однако делать этого на морозе противопоказано.

Многие знают, что в ассортименте автомагазинов и на авторынках присутствуют разнообразные «быстромоющие средства с силиконом». Правда, полностью смыть соль с их помощью не получается. Кроме того, если авто покрыт толстым слоем грязи, мойка этими подручными средствами приведет к тому, что можно просто поцарапать кузов грязью, которая зимой подобна наждаку.

Мыть авто горячей водой также не советуют, так как из-за сильного перепада температур на лакокрасочной поверхности кузова образуются микротрещины, которые способствуют коррозии. Влага, проникая через микротрещины в металл, начнет образовывать «волдыри», под которыми появится ржавчина.

Единственный рекомендуемый способ зимней мойки — стационарная закрытая мойка с аппаратами высокого давления. Перед тем как приступать к мойке, необходимо немного нагреть автомобиль после мороза. Потом грязь нужно размочить, и лишь после этого ее сбить мощной струей из «керхера». Сильная струя воды — единственное средство, позволяющее хорошо промыть арки передних и задних колес, а также днище от соли, песка и реагентов.

Конечно, после мойки, перед выездом на мороз автомобиль необходимо просушить. На всякий случай перед мойкой рекомендуют обработать петли и проемы дверей, а также замки незамерзающими составами. Можно также использовать водоотталкивающий аэрозоль типа WD-40. Для «подстраховки» замки можно заклеить скотчем.

Чтобы не примерзли резиновые уплотнители дверей, их также советуют обрабатывать специальными силиконовыми смазками или аэрозолями. После теплой мойки важно не выезжать на мороз, пока кузов не подсохнет. Также эксперты советуют в мороз резко не направлять на лобовое стекло поток горячего воздуха. Зимой владельцы автомобилей часто жалуются на то, что на лобовых стеклах машины появляются трещины. Причина этого — резкий перепад температур. Тем же, кто решил поехать на мойку, когда потеплеет, советуют не отбивать ботинками лед, намерзший на бамперах или колесных арках. На морозе пластмассовые детали становятся хрупкими…

Автор: Катерина Станишевская

Читать дальше
Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна