Connect with us

Авто

Экзамен, спасающий жизни. Что нужно пройти, чтобы получить водительское удостоверение в Норвегии

Опубликовано

,

В Украине уровень смертности от ДТП – один из наиболее высоких в Европе. С 2011 года в нашей стране произошло 170 тысяч автомобильных аварий, в которых погибло почти 27 тысяч человек.

Среди причин могут называться плохие дороги, необустроенные дорожные переходы и так далее. Но не меньше аварий происходят из-за отсутствия культуры вождения и владение водительскими правами людьми, которым велосипед доверить страшно, не то, что автомобиль.

В Норвегии права не купишь, зато надо запастись деньгами на психолога, который понадобится после окончания автошколы. Большие пластмассовые лоси, масло на дорогах, проведение показательных аварий с участием манекенов и опыты по физике – только часть из того, что увидит начинающий автомобилист.

Украинец, живущий в ОслоАлександр Седышев поделился своим опытом получения прав в Норвегии. После его рассказа понимаешь, почему аварий в этой стране меньше, а пьяные мажоры не устраивают гонки, сбивая людей. Публикуем его пост без изменений.

Все заново

В автошколах Норвегии используют множество тренажеров. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Расскажу немного об опыте получения водительских прав в Норвегии.

В Норвегии использовать украинские права можно всего три месяца. Потом сдавай и теорию, и практику с нуля. Поначалу мне это очень не нравилось. Во-первых, это дорого, это очень дорого, это неприлично дорого. Во-вторых, это занимает несколько месяцев.

В общем, поворчал немного, что-то вроде: «Чем вам наши права не нравятся?», «Три месяца значит умел водить, а тут вдруг разучился?». Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут. И я пошел в школу. Поначалу было немного завышенное мнение. Мол, дайте я вам покажу, что умею водить – и отстаньте от меня. Но никто такой опции не предоставляет. Все заново от А до Я.

Про теорию рассказывать особо не интересно. Читаешь, заучиваешь и сдаешь. Экзамен — 45 вопросов. Можно сделать 7 ошибок. Все без проблем.
А вот практика — это конечно… есть, о чем написать. Целая наука! Расскажу о том, что запомнилось.

Первая медицинская помощь

На занятии рассказывают, что нужно делать в случае, если ты стал свидетелем аварии. Кстати, если ты проехал мимо аварии и не остановился помочь – тюрьма и лишение прав. Были подобные случаи.

На уроке зазубривают наизусть алгоритм. Увидел аварию. Остановился. Надел жилет. Вышел. Поставил треугольник. Убедился в безопасности места аварии от новых аварий. И только после этого бежишь, осматриваешь пострадавших.

Это не ограбление, а урок в норвежской автошколе. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Звонишь 113. Существует даже мобильное приложение с одной большой красной кнопкой. Нажимаешь, и служба уже видит, где ты находишься на карте и т.д. Службе нужно ответить всего на три вопроса. Как тебя зовут, где ты находишься и сколько пострадавших (если они в сознании, то на что они жаловались). И все!

Я думал, что нас будут учить оказывать первую помощь. Не было этого. Считается, что неопытный человек чаще может навредить, чем спасти (помогать только в исключительных ситуациях). Скорая помощь приезжает очень быстро, на это и рассчитано. А сам лучше не лезь. Кстати, сам был свидетелем, как пробка на дороге рассасывалась по сторонам, давая проехать «скорой помощи» посередине.

Практика

Потом после теории была практика. Разделились на две группы. Одни разыгрывали пострадавших в машине, а остальные училась спасать. Нужно было оперативно выполнить все шаги выученного алгоритма действий. Расспросить пострадавших что болит, а потом позвонить в скорую.

Были постоянные «косяки», казалось бы, в элементарных вещах и приходилось повторять несколько раз. Например, одна из основных причин смертей в авариях – внутреннее кровотечение. Если человек жалуется на боль в животе и просит пить, то пить ни в коем случае не давать.

Если человек без сознания – мы учились фиксировать правильно голову чтобы освободить дыхательные пути. Ну и кучу еще разных нюансов. Очень познавательно.

Вождение на скользкой дороге

Существуют специальные оборудованные площадки, где дороги измазаны маслом для скольжения.

Сперва учились чувствовать на своей шкуре, как это, когда машину заносит и что нужно для этого делать. Например, на одном повороте при 40 км/час я проехал нормально, а уже при 45 км/час – вынесло с полосы на встречку. У водителей был специальный пульт, с помощью которого на дорогу выезжал из кустов пластмассовый лось, человек или машина.

Не каждый день увидешь на дороге пластмассового лося. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Нужно было вовремя среагировать и объехать. Повторяли много раз на разных скоростях. При определенной скорости, ты уже понимал, что не успеваешь среагировать и сбивал условного лося или человека. Или наоборот, успевал крутануть руль, но тебя заносило и терялся контроль над управлением.

Постепенно после N-ной попытки начало получаться. Практиковали скользкие поверхности на подъеме и на спуске. И многое другое. 
Засекали за сколько секунд машина разгоняется до 80. Для того, чтобы уметь определять, сколько у тебя есть времени, чтобы выехать со второстепенной дороги на главную и никому не мешать.

Уметь рассчитывать дистанции до ближайших машин. Стоит выезжать или все же не успеешь и лучше пропустить. 
В Конце даже дали попробовать, (больше для развлекухи) полицейский разворот — мне понравилось).

Наглядные примеры

Зачем нужен ремень безопасности. Имитировали столкновение. Садились в макет салона машины, пристегивались. Машина под углом (приблизительно 25-30 градусов) съезжала по рельсам (пару метров) и резко останавливалась. Ощущения были очень неприятные. Резкий рывок туловища вперед и ремень прямо впивался в туловище.

Лучше разбить голову манекена, чем свою. Фото: Facebook Aleksandr Sedyshev

Потом спросили, мол, как вы думаете, с какой скоростью вы ехали. Я подумал, что ну точно километров 60, а оказалось всего лишь 10 или 15. Еще раз повторюсь – при резкой остановке было очень неприятно, что уж говорить о более высоких скоростях.

Подголовники. Показали с помощью макета на пружине, что происходит с головой во время столкновения авто с подголовником и без него. Очень наглядно.

Наука

Немного науки. Чем масса отличается от веса. Иными словами, вес твоей головы в покое одно, а вес в движении гораздо больше, в разы. Дали подержать макет головы (приблизительно 5 кг). Становились на различные специальные весы – сколько ты весишь при 30 км/час, при 60 при 90. У меня и за тонну зашкаливало)

Во время движения вес тела больше. Facebook Aleksandr Sedyshev

Поиграли в куколки. Нужно было показать инструктору, что ты умеешь усаживать ребенка в детское кресло. И вообще, умеешь с креслом работать. Не умеешь – учись прямо сейчас. Вместо ребенка была кукла. Да и с куклой легче. Настоящий орал бы наверняка и уссался бы еще. Учились правильно крепить велосипед сзади машины. Тут это очень популярно.

Езда в темное время суток

Показывали на примерах, играясь с ближним и дальним светом, как хорошо видно человека в темной одежде и в светоотражающем жилете. Показывали на разных скоростях различные комбинации. Вроде ты это все знаешь и читал, и видел. Но все равно преподаватели знали, как наглядно показать еще раз, казалось бы, очевидные вещи. В некоторых школах даже использовали манекен в темной одежде, который сбивали (для всех сидящих это был сюрприз, кроме инструктора конечно же).

Выводы такие: Ночью в темном не ходить. Носить светоотражающие брелоки и жилеты. Кстати, все поголовно и носят. Надевают на собак. Велосипедистов даже оштрафовать могут.

Другие нюансы

Несмотря на всю мою самоуверенность и браваду, что, мол, чего меня учить, я и так уже столько лет водил машины. Но «щемили» меня преподаватели будь здоров. Заставляли переучивать и выполнять до совершенства любые мелочи и отучали от вредных привычек.

Особые трудности были даже с такими элементарными вещами как помеха справа (порой в Норвегии это тяжело определить), круговые движения, как своевременно перестраиваться, уметь анализировать дорожную ситуацию заранее и т.д. И так раз за разом. Дорожная обстановка новая, непривычная.

Учись или плати

Я концентрируюсь на чем-то одном, но упускаю из вида другие вещи. Так как каждое занятие очень дорогое, то садился и просматривал видеоролики, прогонял все эти ситуации еще раз в голове, чтобы уже в следующий раз у инструктора к тебе не было замечаний и тогда тебя допускали к следующему уровню.

Тренируемся на куклах. Фото: travel.skybuffer.com

Велосипедисты тоже люди

Совсем не было привычки к тому, что здесь везде есть велосипедные дорожки и что велосипеды тоже люди (т.е. равноправные участники движения). Я очень часто забывал проверять их наличие или отсутствие. Раз машин нет, то можно ехать. А что это за хруст? Ах да, про велосипедиста я забыл) Но тут так нельзя.

Были и смешные случаи. Я всегда знал, что у инструктора две педали (тормоз и сцепление). В один день, когда я особо и не жал на газ, машина вдруг резко стала набирать скорость. Через секунду я конечно сообразил в чем дело, но эта секунда стоила мне седых волос. Оказывается, у инструктора тоже есть педаль газа)

Тоже интересно то, что тут заставляют думать не только о машинах, которые впереди, но и о задних тоже. Т.е. если сзади едет редиска, который ни фига не соблюдает дистанцию, то это и твои проблемы тоже. Ты должен своими маневрами исправить эту ситуацию (но не так как у нас это делают).

Дети и природа

Понравилось, как учат школьников. Маленькая девочка, стоявшая перед пешеходным переходом, не спешила переходить и ждала «зрительного контакта» с водителем, и лишь убедившись, что водитель на нее посмотрел. Оба друг друга видят — она начала переходить пешеходный переход.

В Норвегии большое внимание уделяется заботе об окружающей среде и количеству выбросов выхлопных газов. Расходуй бензин экономно! Соответственно нужно уметь ездить на правильной скорости, лишний раз не выжимать сцепление (с этим у меня были большие проблемы), использовать нужную скорость, резко не тормозить и не газовать. Инструкторы об этом помнят и постоянно говорят. В теории кстати тоже попадаются вопросы на эту тему.

Штрафы за превышение скорости. На 5 км/час — 90 баксов и так далее, может достигать 1300 баксов. Красный свет тоже около штуки баксов.

Экзамен

Сам экзамен автоматизирован. Выбираешь на сайте время и место. Бронируешь и идешь сдаешь. Экзамен проходит полтора часа со всеми парковками, обгонами, и т.д. В течении всего экзамена экзаменатор постоянно что-то записывает на планшете.

Ошибки делятся на мелкие, средние и грубые. Тебе предоставляется потом полный отчет о твоем вождении, все замечания и комментарии. В результате тебе говорят сдал или нет. Водительские права приходят через день, по почте, конвертом.

Такое должно быть только материалом в автошколе. Фото: travel.skybuffer.com

Эпилог

Кстати первые два года вождения самые «стремные» – при любом серьезном нарушении – права забираются и заставляют проходить и теорию и практику заново. А я уже говорил, что это неприлично дорого и долго. Поэтому эти два года должен ездить тише воды, ниже травы. Можно вообще два года подождать) Потом уже наказания помягче.

После того, как получил права — чувствуешь себя как как выжатый лимон. И устал, но и доволен, что это издевательство наконец-то закончилось.

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна