Сын румынских инженера и учительницы Дэниэл Дайнс самостоятельно выучил программирование, получил работу в Microsoft, но вернулся в Бухарест, чтобы вскоре основать одну из самых успешных в мире компаний по созданию ботов. И всего за полтора десятка лет заработать миллиард долларов.
Человек, который одновременно олицетворяет собой самую горячую новую область развития технологий и растущие надежды на предпринимательство в Восточной Европе, крутит в руках маркер, борясь с мирским желанием наорать на своих сотрудников. Пока Дэниэл Дайнс – соучредитель и генеральный директор UiPath – просто зло смотрит на цифровую доску, раздумывая над выпуском новых продуктов в октябре. Он действительно обеспокоен: один из продуктов кажется ему не слишком безопасным, второй – не слишком удачным для мобильных устройств.
Наконец Дайнс больше не может сдерживать себя. Посмотрев на центр Бухареста, где он запустил свою компанию, Дэниэл набирает проджект-менеджера в Белвью, штат Вашингтон, где сейчас 6:30 утра. «Я хочу, чтобы вы пересмотрели это, – говорит Дайнс в интервью Forbes. – Это важно. Это должно работать как Gmail».
Читайте по теме
22 года терпения: невероятная история взлета миллиардера Дина Стокера
Интерфейс имеет решающее значение для предпринимателя, поскольку его конечный продукт невидим для человеческого глаза. UiPath создает ботов – блоки кода, которые автоматически выполняют повторяющиеся задачи. Конечно, вы можете связать это с российскими вмешательствами во многие выборы, но компания Дайнса недавно была оценена в 7 миллиардов долларов. Среди ее продуктов, боты, которые могут извлекать цифры из счетов PDF-файлов в бухгалтерские программы или обрабатывать страховые заявления.
Это действительно технологический прорыв, который дал старт совершенно новой индустрии, известной как «автоматизированная автоматизация процессов» или RPA. За этим – будущее.
К примеру, японская банковская группа Sumitomo Mitsui, являющаяся клиентом UiPath с апреля 2017 года, реализует проекты, которые позволят сократить занятость сотрудников и повысить их эффективность, подсчитала, что за три года сэкономит 500 миллионов долларов. Сред клиентов компании Дайнса такие гиганты, как Toyota и Walmart.
Настройка виртуальных роботов происходит быстрее и дешевле, чем разработка специальных приложений внутри компании. А боты избавляют сотрудников от низкотехнологичных операций: долгих часов создания макросов Excel и заполнения электронных таблиц. Бот UiPath выполняет эту задачу монотонно, круглосуточно и всего лишь за 15 000 долларов в год. Некоторые компании используют тысячи таких ботов одновременно.
Читайте по теме
В 16 лет на форум в Давос: трогательная история фотографа из ЮАР
47-летний Дайнс не изобретал RPA, но сделал все, чтобы стать лидером в этой отрасли. Два года назад европейские инвесторы оценивали UiPath в 110 миллионов долларов, а сама фирма была малоизвестной компанией из 150 базирующихся в Румынии, которые получали доход менее пяти миллионов долларов в год.
Сегодня штаб-квартира корпорации находится в сверкающем небоскребе на Парк-авеню в Манхэттене, а штат насчитывает 3 200 сотрудников в более чем 30 офисах по всему миру. Выручка UiPath в прошлом году составила 155 миллионов долларов, а в этом году компания рассчитывает заработать как минимум 300 миллионов.
В апреле оценка компании выросла до 7 миллиардов, а ее основатель, которому принадлежат 20% акций – Дэниэл Дайнс – первый в мире «бот-миллиардер». «Билл Гейтс говорил о компьютере с Microsoft в каждом доме, – шутит Дайнс. Я хочу бота для каждого человека».
ОПЫТ
«Смирение» – это один из четырех основных принципов UiPath, сродни раннему девизу Google, который звучал примерно так: «Не будь злым»,. Но этот принцип практикуется также непоследовательно. Дайнс за обедом говорит, что не считает себя хорошим программистом только потому, что он очень хороший программист. Чуть позже он утверждает, что в этом направлении он по-прежнему лучший в своей компании.
Но чтобы не говорил Дайнс, именно программирование предопределило его успех. Сын учителя и инженера-строителя, познакомившихся на стройке нового химического завода, куда его родителей отправили по разнарядке, Дайнс вырос за железным занавесом.
Уже в школе он понял, что разбирается в математике гораздо лучше учителя. Затем был колледж, падение Берлинской стены, расстрел четы Чаушеску и маленький бизнес, когда Дэниэл покупал товары в Бухаресте и продавал их дома с небольшой наценкой. Он почти не посещал лекции, кроме информатики и математики, да и то, в основном лишь для того, чтобы поиграть в бридж.
В середине 1990-х Дайнс услышал, что в Бухаресте большой спрос на программистов, которые могли бы выполнять заказы американских технологических компаний, работая на аутсорсе за 300 долларов в месяц. Он взял в библиотеке книгу по «C ++» и учился по ночам на компьютере друга. В 2001-м году он получил предложение от Microsoft и переехал в Сиэтл, где работал программистом почти пять лет.
«Мои первые годы были ужасными, – вспоминает Дайнс. – На собраниях я понимал от 50% до 60% того, о чем они говорили, и ничего не мог сказать». Лишь намного позже он обнаружил, что некоторые слова, например, «папка», были больше, чем названия Windows-иконки.
ПРОРЫВ
В 2005 году он вернулся в Бухарест, чтобы основать технологическую компанию DeskOver. Как и многие топ-менеджеры того времени, он увлекся покером, вырабатывая свой собственный стиль управления. «Он много рисковал, поэтому больше проигрывал, но ему нравилось извлекать уроки из поражений, – говорит Мариус Тырка, который стал главным советником Дайнса. – Иногда он играл с открытыми картами, спрашивая остальных, насколько велики его шансы на победу».
Читайте по теме
История большого мужества: секреты 33-летнего Колина О’Брэди, который первым пересек Антарктиду в одиночку
Эти уроки были подвергнуты проверке после того, как он потерял своего крупнейшего аутсорсингового клиента в 2011 году. Вместо того, чтобы свернуть свою небольшую фирму, Дэниэл бросил курить и назначил Тырку одним из директоров, а затем и руководителем направления. Вместе они сосредоточились на разработке программного обеспечения, помогающего быстрее кодировать приложения.
Это казалось временным шагом. Но вскоре произошел фундаментальный прорыв: один из индийский клиентов показал Дайнсу, как он создает ботов. UiPath направил своих сотрудников для обучения, а затем, по словам Дэниэла, перехватила большой контракт у Blue Prism. «Заказчики поняли, что лучше использовать наше программное обеспечение», – говорит Дайнс.
ИНВЕСТИЦИИ
Дэниэл сосредоточился на создании программ, которые работали автономно, не требуя написания нового кода. К 2014 году доход компании составил 500 000 долларов – неплохо для Румынии, но Дайнс нацелился на крупных клиентов. На тех, которых имели компании Кремниевой долины. Он переключил бизнес-модель на подписку на программное обеспечение как услугу, и собрал 1,6 миллиона долларов у европейских венчурных фондов. Ну и вместо того, чтобы конкурировать с крупными аудиторскими и консалтинговыми фирмами, UiPath стала их партнером.
Читайте по теме
Джонни Депп называет его братом, а Дэвид Бекхэм заходит к нему на кофе. История Марка Махони — легендарного мастера татуировок
В 2016 году, уже имея в портфеле контракт с General Electric на 300 000 долларов, Дайнс решил, что его компании пора выходить на новый уровень. Как результат – открытие офисов в Лондоне и Нью-Йорке. Спустя год Дэниэл собрал 30 миллионов долларов инвестиций (при оценке компании в 110 миллионов) и улетел открывать офис в Токио.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
Получив приличное и стабильное финансирование, Дайнс переместил штаб-квартиру в Нью-Йорк, куда он переехал вместе с семьей. При этом Дэниэл тратит около трети рабочего времени на дела в Бухаресте, который стал центром исследований и разработок.) К концу 2017 года выручка UiPath составила чуть более 30 миллионов долларов.
Быстрый рост не остался незамеченным инвесторами. К примеру, CapitalG внес 153 миллиона долларов, а в марте 2018 года UiPath оценивалась в 1,1 миллиард.
Читайте по теме
Открытые сердца: 13 IT-миллиардеров, жертвующих наибольший процент своего состояния на благотворительность
Летом прошлого года, когда продажи превысили 100 миллионов долларов, Дайнс получил предложение, от которого не смог отказаться. Представители SoftBank’s Vision Fund – инвестиционной группы с капиталом в 100 миллиардов долларов, предложили инвестиции размером в миллиард. На тот момент это было гораздо больше, чем требовалось компании.
«Я сказал: «Добро пожаловать в компанию», – говорит Дайнс. – Но нам нужны меньшие инвестиции». В итоге UiPath выбрал CapitalG и венчурную фирму Sequoia, чтобы привлечь инвестиции в размере 225 миллионов долларов.
МИЛЛИАРД – КАК ЦЕЛЬ
Культура шумной жизни Силиконовой долины боготворит руководителей, которые встают до рассвета, чтобы тренироваться или медитировать. Дайнс, проснувшись, читает, может еще чуть вздремнуть. Лишь в 11:00, если он находится в Румынии (в Нью-Йорке, по его словам, это происходит гораздо раньше), он позволяет себе открыть WhatsApp и Slack.
Разговор за ужином с Дайнсом невероятно интересен: от Гессе до византийской истории. Он легко расскажет о плюсах и минусах книги покойного Зиглара «Секреты заключения сделок», а также оценит любимый роман Билла Гейтса – «Джентльмен в Москве». Дайнес очарован тем, как главный герой, граф Ростов, меняет свою жизнь к лучшему, усыновляя маленькую девочку. «Мы с графом разделяем одно и тоже мировозрение, – говорит Дэниэл. – Я действительно много работаю в компании, но только над тем, что мне нравится. Будучи ленивым человеком, я должен был улучшить жизнь».
Читайте по теме
В деньгах ли счастье: секрет миллиардеров
Сейчас Дайнс проводит большую часть своего времени в самолетах. С приходом в его компанию ТОП-менеджеров из HP, Microsoft и SAP, он пытается привнести корпоративный опыт в дух стартапа. Прошли те дни заседаний совета директоров, которые проводились за столом для пинг-понга.
Компания уже открыла «центр обучения» в Бухаресте, где делающие знакомятся с возможностями искусственного интеллекта, а также с тем, какие функции в ближайшее время UiPath планирует передать ботам.
Цель Дайнса – к 2021 году быть готовыми к выходу на биржу. Он снова готовится привлечь инвестиции. Но он знает одно: к концу этого года он достигнет выручки в 300 млн. долларов, а в конце 2020-го – заработает миллиард.
«UiPath – это не та компания, говоря о которой, вы знаете, как она будет выглядеть через полгода. Просто потому, что никто раньше не делал то, чем занимаемся мы. Это как книга, которая постоянно меняет сюжет», – говорит Дэниэл.