Connect with us

Культура

Константин Кожемяка: «Продюсер — это человек, чувствующий потребности аудитории»

Опубликовано

,

О специфике новой профессии в украинском изобразительном искусстве мы поговорили с Константином Кожемякой, владельцем фамильной типографии Huss и основателем фонда ArtHuss.

— Константин Прокофьевич, как получилось, что, будучи главой фамильной типографии Huss, Вы зашли в сферу культурных инициатив?

— После 15 лет успешной работы компания Huss продолжала заниматься формированием имиджа своего бренда. Источником уникального контента стал поиск и реализация арт-проектов. На базе фамильного предприятия был создан Фонд культурных инициатив, задачей которого является популяризация современного искусства среди людей бизнеса 30+. Отличие нашей целевой аудитории в том, что она достигла высоких результатов в условиях нынешней экономической и политической турбулентности. Закрепившись на рынке, предприниматели задаются вопросом, как поднять свой социальный статус, и мы предлагаем им готовый рецепт. Во все века причастность к культуре, меценатство и коллекционирование помогали достичь поставленной цели.

— Что позволило Вам из учредителя и спонсора Фонда культурных инициатив ArtHuss стать продюсером арт-проектов? Какова специфика профессии, ранее не существовавшей в украинском изобразительном искусстве?

— За время существования фонда я приобрёл опыт и понял, что работаю в рамках функционала исполнительного продюсера. Ничего уникального в изобразительном искусстве Украины не произошло. Просто в сферах кино и музыки, где эта профессия давно прижилась, деньги появились раньше. Сейчас очередь арта навёрстывать упущенные возможности.

Продюсер — это человек, чувствующий потребности аудитории, находясь между потребителем и художественной средой. Он формирует предложение, зачастую опережая уровень восприятия аудитории, неся тем самым ответственность за формирование её эстетических вкусов.  Иначе, работая сугубо на запросы широкой публики, «скатывание» в китч неизбежно. При этом он занимается поиском средств и производством проектов: подбор команды, создание условий для продуктивной работы.

Несколько слов об источниках финансирования арт-проектов. Во всём мире искусство существует за счет государства, меценатов-филантропов и коллекционеров, а также результатов коммерческой деятельности культурных институций. В Украине во всех трёх составляющих — брешь. Поэтому одна из непростых задач продюсера — убедить потенциального мецената-инвестора, мецената-спонсора в целесообразности принимать участие в проекте.

— Как стимулировать продажи современного искусства и привлечь новых игроков?

— Присутствие при покупке любого продукта эмоции через отношение к бренду — примета дня. Если потребитель равнодушен к вашему бренду, колоссальные рекламные бюджеты по продвижению вашего товара (услуги) будут потрачены впустую. Участие в культурных проектах, демонстрирующее корпоративную и социальную ответственность бренда, есть одним из проверенных механизмов успешного репутационного менеджмента. Это — стимул номер один. Второй — коллекционирование — проверенный способ повысить свой социальный статус. Сегодня –это молодые, успешные, гиперактивные предприниматели. Они делают первые неуверенные шаги на неизведанную территорию, и мы обязаны их поддержать. Для этого ArtHuss проводит мероприятия там, где будет комфортно находиться молодым бизнесменам. Наш стиль — создавать качественный, но понятный продукт, при этом не доводя до примитива или китча. Мы хотим научить предпринимателей интересоваться, разбираться и получать удовольствие от искусства. Это сравнимо с футболом. Я мечтаю, чтобы в Украине была успешная олимпийская команда, но готовлю детско-юношескую сборную, тем самым внося свой вклад в развитие культуры.

— По каким критериям можно определить успех арт-продюсера?

— Основная задача — увеличить аудиторию, которая поверит, что бизнес можно построить с помощью искусства.  Для меня мерилом успеха является количество проданных арт-изданий. Если к приобретению оригинального произведения искусства нужно созреть, то для осуществления покупки книг нужен только интеллектуальный голод. Мы переиздаём мировые бестселлеры, например, такого автора с мировым именем, как Сара Торнтон «33 художника в 3 актах», которая ещё не была представлена в Украине, и продали целых 1000 экземпляров! Поверьте, для такого «нишевого» продукта в украинских реалиях — это много. Сейчас я с большим нетерпением жду выхода сборника рассказов Виктора Ерофеева, иллюстрированного художником Константином Зоркиным. Когда тиражи арт-изданий будут составлять хотя бы две тысячи экземпляров каждый, тогда мы смело можем себя считать культурной страной. А пока — увы…

— Какие проблемы возникают при организации арт-проектов в Украине?

Их много, но я назову главные: дефицит необходимых локаций; отсутствие профессиональной арт-критики и недостаточное информационное сопровождение проектов: в подавляющем большинстве информационных ресурсов рубрика «Культура» приравнивается к рубрике «Светская жизнь» или Lifestyle. В этой ситуации говорить о полноценном информационном сопровождении проекта не приходится: всё сводится к банальному перепечатыванию релизов. В конечном итоге у зрителя формируется невосприятие этого однообразия.

— По какому принципу отбирается команда, и какие мотивации у каждого из её участников?

— Залог успеха — мотивированная команда. Главной мотивацией участников является стремление к самореализации. Как только художник, куратор, критик начинает думать исключительно о деньгах, он превращается в ремесленника. Моя роль как продюсера прежде всего заключается в подборе и выстраивании отношений с куратором проекта. Он работает исключительно в творческом поле, нам приходится много советоваться, чтобы потом гордиться своей работой.

— Как происходит разработка и реализация идеи арт-проекта?

Идея может возникнуть в самый неожиданный момент, но это только кажется случайностью. Если ты находишься в гуще событий и всё время анализируешь происходящее, то замыслов появляется великое множество. С одинаковым успехом предложение может быть инициировано как продюсером, так и куратором, писателем или художником.
ArtHuss — всегда открыт для качественных идей.

 

— Одна из особенностей Ваших рекламных кампаний — создание каталогов для выставочных проектов. Какую функцию они выполняют?

— Невозможно переоценить значение каталога для статуса проекта. Его задача — сохранение традиции. Когда работа напечатана в каталоге, это автоматически повышает её стоимость. По такому же принципу делаются каталоги-ретроспективы. Коллекционеры охотно предоставляют свои приобретения для издательских проектов, что способствует капитализации их коллекций.

 

— Пользуетесь ли Вы услугами независимых арт-консультантов, не являющихся участниками проекта?

— Безусловно. Я могу консультироваться у Виктории Бурлаки, Игоря Абрамовича, Александра Соловьева. Это те люди, профессиональному мнению которых я доверяю.

 

Беседовала: Роксана Рублевская

Читать дальше
Click to comment

Leave a Reply

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Александр Кошиц - дирижер железной воли

Опубликовано

,

Глава Директории Симон Петлюра поручает Александру Кошицу в 1919 году  создать Украинскую республиканскую капеллу. У нее одна задача — удивительными украинскими песнями презентовать слабую Украину миру и добиться от него поддержки. Этому дирижер и посвятил остаток жизни. Его удивительные работоспособность и вера позволили добиться успеха в неимоверно сложном деле.

“Воспоминания”, “С песней по свету” и “Письма другу” — мемуары известного украинского дирижера, композитора и этнографа, которые показывают триумфальное мытарство Украинской республиканской капеллы под управлением Александра Кошица. Человек с железной волей, вопреки всем препятствиям, которые создавались самими же соратниками дирижера, сумел выполнить свою миссию — презентацию Украины другим государствам — наилучшим образом.

Музыкальный дипломат

С песней по свету прошла Украинская республиканская капелла, и мир ею восхищался.

Украинская республиканская капелла под руководством Александра Кошица, Прага, Чехословакия, апрель 1919.

Именно турне Александра Кошица дало возможность жителям других стран не только узнать о нашей отовсюду угнетаемой родине, но и заговорить о ней с восхищением. Пение Капеллы помогло людям из Чехии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии, Англии, Германии, Польши, Испании, Северной и Южной Америки раскрыть нашу, отличающуюся от других, высокую культуру, традиции и историю.

Кто же этот «Маг и волшебник», как о нем писала немецкая газета «B. Z. am Mittag»?

Начало пути

Александр Кошиц, 1895 год.

В «Короткой биографии» Александра Антоновича Кошица можно узнать, что Маэстро родился 30 августа (по ст. ст.) 1875 года в селе Ромашки Каневского уезда на Киевщине. Отец — Антон Гнатович — священник, мать — Евдокия Михайловна — из рода Маяковских.

В 1884 году Александр Кошиц поступает в Богуславскую бурсу, а в 1890 переводится в Киевскую духовную семинарию, которую заканчивает с отличием. Далее, после нескольких лет на сахарном заводе, в 1902 году он переезжает в Ставрополь, где работает учителем Духовной женской гимназии и преподавателем истории в учительском институте.

Летом, во время каникул, Кошиц ездит по станицам Кубани с целью записать как можно больше украинских народных песен, которые там еще помнили и пели казаки. За три года таких поездок ему удалось собрать 10 больших тетрадей по 50 песен в каждой. Александр Кошиц сделал колоссальный вклад в украинское песенное искусство, за что его работа была удостоена Золотой медали на этнографической и хозяйственной выставке на Кубани.

Но, к сожалению, все эти тетради потерялись. Лишь две — одну в Краснодаре, вторую — в Виннипеге — посчастливилось отыскать музыковеду Михаилу Головащенку.

Александр Кошиц — дирижер Киевской оперы (крайний слева), 1916

В 1904 году Александр кошиц возвращается в Киев, где работает учителем и параллельно учится по классу композиции у профессора Любомирского. С 1909 года руководит хором студентов Университета Св. Владимира, с которым объездил почти всю Украину. С 1911 года Александр Кошиц — дирижер театра Николая Садовского, а с 1916 года — киевской оперы.

Необычное и сложное посольство

И вот 2 января 1919 года глава Директории Симон Васильевич Петлюра поручает Кошицу создать Украинскую республиканскую капеллу, которая смогла бы украинскими песнями представить молодое и еще слабое украинское государство мировой общественности. В то время Украина нуждалась в поддержке, но за границей о ней, как о самостоятельном государстве, было известно немного.

Симон Петлюра

Во время турне Кошицу приходилось сталкиваться с массой преград, которые буквально сводили его с ума. Много членов капеллы, будучи прорусски настроенные, вели настоящую подрывную деятельность, распускали компрометирующие слухи, грабили казну Капеллы, в которой и так было не густо: порой ее членам не хватало денег на питание и одежду.

Отдельно Капелле «повезло» столкнуться с безразличием некоторых украинских дипломатов, которые во фраках пропивали Украину.

В записках дневника Кошица видим: «Я так переутомился от работы и неприятностей, что посол Василько, увидев меня на одном из концертов, решил за свои деньги поместить меня в один из санаториев профессора Лазаруса. Тот запретил мне всяческое движение и волнение. Но как смешно было не волноваться, когда был такой бунт в хоре, и не двигаться, когда были еще концерты! Я был полумертвый: сердце отказывалось работать, а общее состояние было такое, что я мог лишь лежать».

Абсолютный успех

Но, вопреки этим трудностям, пение капеллы покоряло всех, кто его слышал.

Александр Кошиц

Так, «Berliner Borsen Courier» от 30 апреля 1920 года писал: «Действительно, новый мир вчера открылся перед нами… От этих мелодий еще веет свежими ароматами земли, первобытной, первородной силы. Гармония так развита, а ритмика — богата и разнообразна, что невольно удивляешься и увлекаешься этим народным искусством».

Вне зависимости от города и газеты, рецензии выражали восторг.

Остается лишь удивляться силе воли человека, который смог поднять такое сложное дело. Думаю, источник силы Маэстро можно понять по таким его словам: «Я всегда мечтал о такой капелле, мечтал показать культурную независимость нашего народа всему миру, чтобы все знали, что Украина — это не только стада и пастбища».

И даже после оккупации Украины советскими войсками Александр Кошиц продолжал свою благородную миссию, руководя разными хорами с предместий Нью-Йорка и показывая всем свою веру в независимую Украину.

Кошиц умер в 1944 году в канадском Виннипеге.

 

 

Читать дальше

Культура

Интеллектуальный рай: как выглядит самый красивый книжный магазин в Европе

Опубликовано

,

Автор:

Livraria Lello – это португальский книжный магазин в городе Порту, который с 2013 года был внесён в список памятников истории и архитектуры. По версии издания Lonely Planet, специализирующегося на путеводителях, этот источник книг – самый красивый в Европе и третий по красоте в целом мире.

 
Livraria Lello

Livraria Lello

 

Книжный магазин занимает старинное здание, которое было возведено в 1869 году, и всегда служило книжным магазином. За время существования менялись владельцы и названия, но дизайн интерьера – деревянные стеллажи, резные узоры, лестница с красными ступенями, витражи низменно радуют посетителей уже несколько десятков лет. 

 
Livraria Lello

Livraria Lello

 

Не оставляет равнодушным и крыша из витражного стекла. На ней можно увидеть монограмму Lello и девиз – «Decus in Labore». В переводе это означает «Смысл – в труде».

 
Decus in Labore

Livraria Lello

 

Некоторые считают, что именно Livraria Lello стал вдохновением писательницы Джоан Роулинг для создания её бестселлера – серии книг о Гарри Поттере. Писательница некоторое время проживала в Порту, преподавав английский и не могла не посещать книжный магазин Livraria Lello.

 
Livraria Lello

Livraria Lello

 

Livraria Lello

Livraria Lello

 

Livraria Lello

Livraria Lello

 

Читать дальше

Культура

Дмитрий Палиенко: «Digital art – искусство будущего, и оно ещё будет очень сильно удивлять»

Опубликовано

,

Автор:

В сентябре состоялась презентация проекта «Петлюк | Рябченко| Сай», посвященная украинскому цифровому искусству. В рамках проекта были представлены арт-объекты, созданные ведущими медиа-художниками Украины – Сергеем Петлюком, Степаном Рябченко, Алексеем Саем. Цифровое искусство или digital art – это относительно новое направление, но и в нём ищут вдохновение и утешение, как во все периоды духовных, эмоциональных, политических и экономических подъемов и спадов. Тяга к прекрасному не угасает, а в последнее время набирает обороты и как выгодное капиталовложение. С одним из организаторов проекта, а также основателем благотворительного фонда Sky Art Foundation, Дмитрием Палиенко, мы говорили не только о самом проекте, но и об инвестициях в искусство.

– Расскажите об основной идее проекта? Насколько она может укорениться и стать актуальной в Украине, учитывая, что для многих стран – это обычная практика.

Идея проекта в целом – объединить бизнес и искусство. Искусство не может нормально функционировать без финансов, без цивилизованного арт-рынка, без негосударственных инициатив и схем финансирования. Я считаю, что в нашей стране уже давно надо было внедрить законодательные инициативы для частного бизнеса, стимулирующие инвестиции в современное искусство.

Почему именно digital art? Да потому, что мы должны поддерживать и развивать те сферы деятельности, в которых мы конкурентоспособны, и за которыми – будущее. Учитывая ежегодный и стремительный рост IT-индустрии, и то, что медиа-арт – это направление искусства, неразрывно связанное с развитием технологий, можно смело провести параллель между ними. Digital art – искусство будущего, и оно ещё будет очень сильно удивлять. И именно тут будут наибольшие качественные изменения. У нас есть значительный потенциал в этом. Главное теперь этот потенциал не растерять.

Социальная ответственность владельцев бизнесов за культурное развитие – что это даёт для компании и ее деятельности, это исключительно маркетинговый ход?

– Это не только удачный маркетинговый ход, а еще и инвестиции в будущее страны. Нам необходимо привлечь наибольшее количество молодого поколения в искусство, потому что они будут определять будущее этой страны. Поэтому чем больше корпораций и частных инвесторов будут поддерживать развитие современного искусства, тем соответственно большее количество людей будет вовлечено в этот процесс. И тогда искусство будет развиваться более динамично и качественно, потому как оно не должно быть в отрыве от человека, а в последнее время это именно так. Искусство должно создаваться для людей, а не для сотни экспертов. Именно поэтому, кроме цифрового искусства, мы стали поддерживать стрит-арт, создав проект Mural Social Club. По сути, мы создаем галереи в общественном пространстве и тем самым стимулируем изменения в этой среде, но это вообще тема отдельного интервью, об этом я могу говорить долго.

Украинское медиа-искусство – это дорого? Если учитывать, что медиа-арт в Украине на этапе становления по сравнению с традиционной живописью.

– Все украинское искусство недооценено, поэтому оно и является очень перспективным для вложения средств, но для этого надо создать цивилизованный арт-рынок.

«Все украинское искусство недооценено, поэтому оно и является очень перспективным для вложения средств, но для этого надо создать цивилизованный арт-рынок»

 Digital art – сравнительно молодое направление в искусстве и появилось оно с появлением новых технологий, но в то же время оно одно из самых прогрессивных направлений. Традиционная живопись сейчас переживает глубокий кризис, хотя это лично мое мнение, и многие могут с этим не согласиться.

У владельца бизнеса понятие «бизнес» ассоциируется с деньгами и намного реже – с культурой.  Это сформированная система мышления человека, которую сложно игнорировать (сломать). Расскажите о своей основной деятельности? Когда искусство стало для Вас интересным направлением для вложения средств?

– Тут проблема в становлении общества.  Украина – молодая страна, и еще не закончен даже первый этап развития самого общества. Большинство наших бизнесменов, в том числе и я, родились в тоталитарной стране с острым дефицитом на все и вся, и сейчас мы пожинаем плоды. Интерес к искусству придет, но не так скоро, как хотелось бы. Но надо делать все, чтобы стимулировать этот интерес, в том числе и путем предоставления налоговых льгот.  Сегодня бюджет Украины практически ничего не получает от искусства, так что если мы введем льготную систему налогообложения при продаже предметов искусства, то ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем.

«Сегодня бюджет Украины практически ничего не получает от искусства, так что если мы введем льготную систему налогообложения при продаже предметов искусства, то ничего не потеряем, а, наоборот, выиграем»

– Расскажите о Вашем опыте, самых неудачных и удачных капиталовложениях в искусство.

Самое удачное вложение в искусство – это наш проект Mural Social Club. Я считаю его самым перспективным, и сейчас все силы буду отдавать ему.  Что касается неудач, то зачем о них рассказывать.

– Вы ищете точки соприкосновения в искусстве и деятельности компаний. В арт-проекте «Петлюк | Рябченко|Сай» – это digital технологии, используемые как при создании арт-объектов, так и в деятельности партнера R&D центра Ring Ukraine. Какие, по Вашему мнению, самые интересные направления для инвестирования?

Конечно, они связаны, медиа-арт это искусство, основанное на симбиозе интеллекта и таланта художника и искусственного интеллекта.  Думаю, этот симбиоз еще удивит своей синергией.

Что касается интересных направлений, то не зря мы выбрали именно цифровое искусство, так как cейчас это и есть одно из самых перспективных направлений для инвестирования.

– Слышала, что после завершения выставки в киевском ЦУМе планируется экспонирование работ в офисе компании-партнера. Практиковал ли кто-то в Украине такой формат выставок? Есть ли в Вашем офисе произведения искусства? 

Да, все верно, часть работ будет экспонироваться в новом офисе  компании-партнера, в этом и была первоначальная задумка. Ранее мы сотрудничали с EVO.company в похожем формате, создавая в их офисном пространстве экспозицию. Насчет моего офиса – конечно же, в нем много искусства! Это работы как известных, так и молодых перспективных художников разных направлений: живопись, скульптура, графика, стрит-арт.

Я недавно путешествовал по Европе и на полдня заскочил в небольшое государство Люксембург, и меня поразило, что во всех офисах там присутствует искусство. У них, видимо, не принято зашторивать окна, и когда гуляешь по городу, видишь в окнах на каждой стене картины, и это вдохновляет. Нам еще далеко до такого уровня осознанности, но есть к чему стремиться.

Читать дальше
Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна