Connect with us

Культура

Константин Кожемяка: «Продюсер — это человек, чувствующий потребности аудитории»

Опубликовано

,

О специфике новой профессии в украинском изобразительном искусстве мы поговорили с Константином Кожемякой, владельцем фамильной типографии Huss и основателем фонда ArtHuss.

— Константин Прокофьевич, как получилось, что, будучи главой фамильной типографии Huss, Вы зашли в сферу культурных инициатив?

— После 15 лет успешной работы компания Huss продолжала заниматься формированием имиджа своего бренда. Источником уникального контента стал поиск и реализация арт-проектов. На базе фамильного предприятия был создан Фонд культурных инициатив, задачей которого является популяризация современного искусства среди людей бизнеса 30+. Отличие нашей целевой аудитории в том, что она достигла высоких результатов в условиях нынешней экономической и политической турбулентности. Закрепившись на рынке, предприниматели задаются вопросом, как поднять свой социальный статус, и мы предлагаем им готовый рецепт. Во все века причастность к культуре, меценатство и коллекционирование помогали достичь поставленной цели.

— Что позволило Вам из учредителя и спонсора Фонда культурных инициатив ArtHuss стать продюсером арт-проектов? Какова специфика профессии, ранее не существовавшей в украинском изобразительном искусстве?

— За время существования фонда я приобрёл опыт и понял, что работаю в рамках функционала исполнительного продюсера. Ничего уникального в изобразительном искусстве Украины не произошло. Просто в сферах кино и музыки, где эта профессия давно прижилась, деньги появились раньше. Сейчас очередь арта навёрстывать упущенные возможности.

Продюсер — это человек, чувствующий потребности аудитории, находясь между потребителем и художественной средой. Он формирует предложение, зачастую опережая уровень восприятия аудитории, неся тем самым ответственность за формирование её эстетических вкусов.  Иначе, работая сугубо на запросы широкой публики, «скатывание» в китч неизбежно. При этом он занимается поиском средств и производством проектов: подбор команды, создание условий для продуктивной работы.

Несколько слов об источниках финансирования арт-проектов. Во всём мире искусство существует за счет государства, меценатов-филантропов и коллекционеров, а также результатов коммерческой деятельности культурных институций. В Украине во всех трёх составляющих — брешь. Поэтому одна из непростых задач продюсера — убедить потенциального мецената-инвестора, мецената-спонсора в целесообразности принимать участие в проекте.

— Как стимулировать продажи современного искусства и привлечь новых игроков?

— Присутствие при покупке любого продукта эмоции через отношение к бренду — примета дня. Если потребитель равнодушен к вашему бренду, колоссальные рекламные бюджеты по продвижению вашего товара (услуги) будут потрачены впустую. Участие в культурных проектах, демонстрирующее корпоративную и социальную ответственность бренда, есть одним из проверенных механизмов успешного репутационного менеджмента. Это — стимул номер один. Второй — коллекционирование — проверенный способ повысить свой социальный статус. Сегодня –это молодые, успешные, гиперактивные предприниматели. Они делают первые неуверенные шаги на неизведанную территорию, и мы обязаны их поддержать. Для этого ArtHuss проводит мероприятия там, где будет комфортно находиться молодым бизнесменам. Наш стиль — создавать качественный, но понятный продукт, при этом не доводя до примитива или китча. Мы хотим научить предпринимателей интересоваться, разбираться и получать удовольствие от искусства. Это сравнимо с футболом. Я мечтаю, чтобы в Украине была успешная олимпийская команда, но готовлю детско-юношескую сборную, тем самым внося свой вклад в развитие культуры.

— По каким критериям можно определить успех арт-продюсера?

— Основная задача — увеличить аудиторию, которая поверит, что бизнес можно построить с помощью искусства.  Для меня мерилом успеха является количество проданных арт-изданий. Если к приобретению оригинального произведения искусства нужно созреть, то для осуществления покупки книг нужен только интеллектуальный голод. Мы переиздаём мировые бестселлеры, например, такого автора с мировым именем, как Сара Торнтон «33 художника в 3 актах», которая ещё не была представлена в Украине, и продали целых 1000 экземпляров! Поверьте, для такого «нишевого» продукта в украинских реалиях — это много. Сейчас я с большим нетерпением жду выхода сборника рассказов Виктора Ерофеева, иллюстрированного художником Константином Зоркиным. Когда тиражи арт-изданий будут составлять хотя бы две тысячи экземпляров каждый, тогда мы смело можем себя считать культурной страной. А пока — увы…

— Какие проблемы возникают при организации арт-проектов в Украине?

Их много, но я назову главные: дефицит необходимых локаций; отсутствие профессиональной арт-критики и недостаточное информационное сопровождение проектов: в подавляющем большинстве информационных ресурсов рубрика «Культура» приравнивается к рубрике «Светская жизнь» или Lifestyle. В этой ситуации говорить о полноценном информационном сопровождении проекта не приходится: всё сводится к банальному перепечатыванию релизов. В конечном итоге у зрителя формируется невосприятие этого однообразия.

— По какому принципу отбирается команда, и какие мотивации у каждого из её участников?

— Залог успеха — мотивированная команда. Главной мотивацией участников является стремление к самореализации. Как только художник, куратор, критик начинает думать исключительно о деньгах, он превращается в ремесленника. Моя роль как продюсера прежде всего заключается в подборе и выстраивании отношений с куратором проекта. Он работает исключительно в творческом поле, нам приходится много советоваться, чтобы потом гордиться своей работой.

— Как происходит разработка и реализация идеи арт-проекта?

Идея может возникнуть в самый неожиданный момент, но это только кажется случайностью. Если ты находишься в гуще событий и всё время анализируешь происходящее, то замыслов появляется великое множество. С одинаковым успехом предложение может быть инициировано как продюсером, так и куратором, писателем или художником.
ArtHuss — всегда открыт для качественных идей.

 

— Одна из особенностей Ваших рекламных кампаний — создание каталогов для выставочных проектов. Какую функцию они выполняют?

— Невозможно переоценить значение каталога для статуса проекта. Его задача — сохранение традиции. Когда работа напечатана в каталоге, это автоматически повышает её стоимость. По такому же принципу делаются каталоги-ретроспективы. Коллекционеры охотно предоставляют свои приобретения для издательских проектов, что способствует капитализации их коллекций.

 

— Пользуетесь ли Вы услугами независимых арт-консультантов, не являющихся участниками проекта?

— Безусловно. Я могу консультироваться у Виктории Бурлаки, Игоря Абрамовича, Александра Соловьева. Это те люди, профессиональному мнению которых я доверяю.

 

Беседовала: Роксана Рублевская

Реклама

Trending

Все материалы сайта и журнала PROMAN Ukraine защищены украинскими и международными законами о соблюдении авторских прав. Любое использование материалов журнала возможно лишь после согласования с редакцией. При использовании материалов с сайта proman.com.ua прямая открытая гиперссылка на ресурс не ниже второго абзаца текста обязательна